Дирижабль Гинденбург — громадное сигарообразное серебристое тело бесшумно и как — то грациозно, несмотря на гигантские размеры, приближался к Нью-Йорку со стороны Атлантики. Огромная толпа зевак с почтительным любопытством наблюдала за маневрами чудесного аппарата.
В отличие от тех, кто на земле с некоторым недоверием и опаской ожидал появления в небе над городом самого совершенного в то время летательного аппарата, в самом дирижабле Гинденбург” царили спокойствие и безмятежность. На второй палубе играла музыка, танцевали несколько пар, в салоне первого класса за карточным столом пассажиры играли в карты. У приоткрытых окон — иллюминаторов под строгим присмотром стюардов немецкие детишки разглядывали идеально ровные кварталы Манхэттена. Там, внизу, толпились сотни тысяч горожан, с замиранием сердца вглядываясь в проплывающее над их головами серебристое чудовище.
Путь из Европы в Америку занял всего два дня! Писатели-фантасты торжествовали, их смелые предположения блестяще претворялись в жизнь. По пути через Атлантику дирижабль Гинденбург почти бесшумно проплыл над английской военной эскадрой. По правилам морского этикета военные корабли должны приветствовать пассажирский лайнер гудками, но они как будто не заметили его, пролетавшего над их головами со скоростью почти 140 километров в час. Может быть, не заметили, а может быть, были несколько шокированы этим монстром, взявшимся неизвестно откуда и канувшим неизвестно куда.
Только что построенному дирижаблю под номером LZ-129 дали имя “Гинденбург”. Он сразу стал гордостью Третьего рейха. Его называли ‘‘гордым ангелом новой Германии”. Он был воплощением триумфа немецких технологий и научной мысли. Командиром дирижабля был назначен Макс Прусс.
В конце 30-х годов XX века дирижабли считались самыми со временными, модными и перспективными достижениями человечества. Их строили и эксплуатировали все мало — мальски развитые страны. Самолеты еще не получили того развития, которое они получат уже скоро — в начале 40-х. А пока самолеты не могли летать на большие расстояния без частой дозаправки.
Пароходы, не беря в расчет военные суда, были слишком медлительны и ненадежны. Дирижабли имели возможность преодолевать огромные расстояния — в несколько тысяч миль без дозаправки. Они могли перевозить сотни тонн полезного груза. В случае войны становились гигантскими бомбардировщиками. При остановке всех двигателей они не разбивались, как самолеты, без возможности спасения людей и груза, а, продолжая свое движение, просто постепенно и плавно снижались, сохраняя жизнь людям и сохраняя груз. Дирижабль “Гинденбург” был самым крупным, роскошным и мощным среди всех существовавших дирижаблей. Он был своего рода “Титаником” воздуха. Длина его превышала 240 метров! Его создателем был Гуго Экнер.
С 30-х годов XX века развернулась сильная и ожесточенная конкуренция в воздухе между Англией, США, Германией и СССР. Любая неудача или катастрофа дирижабля имела бы серьезные политические последствия. Катастрофы дирижаблей были и до этого, но на создание такого гиганта Гинденбург”, не отваживалась ни одна страна. Поэтому вполне естественно, что на дирижабль Гинденбург были введены самые строгие правила по безопасности.
Этот цеппелин со своими многочисленными каютами, барами, мраморными ваннами, салонами, обшитыми дубовыми панелями, ресторанами, громадным кухонным помещением и так далее представлял объект поистине государственной важности. Наконец, он был просто опасен, ведь, по сути, это было не что иное, как громадная “водородная бомба”. В пятнадцати баллонах, расположенных внутри огромного дирижабля, находилось 200 тысяч (!) кубометров самого взрывоопасного газа — водорода. Достаточно было маленькой искорки, чтобы моментально произошел колоссальный взрыв. Диаметр этого огненного шара мог достичь нескольких сот метров. В радиусе поражения ни кто и ничто не остались бы в живых. Страшно? Еще как! Решение проблемы лежало на поверхности и было известно многим. Надо было вместо взрывоопасного горючего водорода закачать в дирижабль негорючий гелий. И “Гинденбург” стал бы практически неуязвим. Даже при прямом попадании взорвались бы только один или два баллона с газом из пятнадцати. По расчетам конструкторов, дирижабль «Гинденбург» мог спокойно находиться в воздухе даже при шести или семи пробитых баллонах.
Так в чем же дело? — спросит читатель. Закачать гелий — и все! К сожалению, это было не так просто. Гелий — побочный продукт при переработке нефти, и единственным известным месторождением природного гелия в то время было месторождение в штате Техас в США. Американцы, таким образом, были монополистами в области добычи гелия и не торопились продавать его Германии. Американский конгресс, наблюдая за бурно развивающейся Германией, за успехами арийских инженеров, спешно принял закон, запрещающий продажу гелия нацистам.
Германия готова была выложить крупную сумму для закупки стратегически важного для нее продукта, хотя бы миллиона кубометров, но… На тот период уже существовала мрачная статистика загубленных водородом дирижаблей, и известия об эмбарго чрезвычайно огорчило его конструктора Гуго Экнера. Приходилось закачивать в баллонеты водород. Это заставило Экнера сделать так, чтобы ни одна искра никогда и ни при каких условиях не вспыхнула на борту его детища. Были приняты беспрецедентные меры безопасности. Во всех коридорах, на капитанском мостике, в пассажирских каютах, грузовых отсеках, во всех помещениях вплоть до туалетов и подсобок была установлена самая современная система экстренного пожаротушения. Для всех без исключения членов экипажа пошили специальную форму из материала-антистатика. В мастерских компании “Цеппелин” изготовили специальную обувь на пробковой подошве, полностью исключающую появление любых статических зарядов, которую обязаны были надеть все пассажиры дирижабля Гинденбург. У пассажиров при входе отбирали зажигалки, спички, свечи и даже маленькие электрические фонарики. Все, что отбиралось, складировалось в сейфе, который стоял в кабине старшего стюарда. Для курящих был оборудован специальный салон в виде герметичного бокса с плотно задраенными окнами и отличной вентиляцией. Здесь можно было найти все необходимые предметы для курения — спички и зажигалки. А за причиненные неудобства компания совершенно бесплатно предлагала широкий выбор дорогих сигар. С немецкой педантичностью профессор Экнер предусмотрел каждую мелочь. На случай проведения различных торжеств, например дня рождения, во время полета компания “Цеппелин” приготовила торт со специальными электрическими свечами в патронах с дополнительной изоляцией. Торт пригодился. При подлете к Нью- Йорку в гостиной весело и шумно отмечали день рождения 14-летнего Карла Хохталера. Праздник посетил сам капитан “воздушного города” Макс Прусс. Он поздравил подростка и пообещал ему в качестве подарка трижды облететь вокруг статуи Свободы…
На земле тысячи нью-йоркцев наблюдали за прибытием дирижабля “Гинденбурга”. Обсуждали троекратный облет немецким цеппелином статуи Свободы, обсуждали его летные качества, мощь и легкость маневров. Одни радостно его приветствовали, махали шляпами и просто руками. Другие, например ветераны Первой мировой войны, которых набралось немало в толпе зевак, смотрели на воздушные пируэты “Гинденбурга” без особого восторга. У них еще были свежи воспоминания, как подобные монстры Германии бомбили их позиции, неся смерть. Ветераны, как никто другой, понимали, что «Гинденбург” в следующий раз сможет легко вместо пассажиров принести в Нью-Йорк сотню гигантских авиабомб или баллоны с отравляющим газом.
Впечатление усиливала позеленевшая статуя Свободы, выглядевшая крохотной рядом с серебристым гигантом. Экнер был настолько уверен в маневренности дирижабля “Гинденбург”, что предложил капитану Пруссу после облета статуи Свободы произвести маневр сближения со знаменитым нью-йоркским небоскребом “Эмпайр стайт билдинг”. Этот красивый и чрезвычайно опасный маневр вошел в историю воздухоплавания как самый смелый пируэт пассажирского корабля столь гигантских размеров. Приближаясь к “Эмпайр стайт билдинг”, пассажиры “Гинденбурга” заметили, что смотровая площадка этого самого высокого в то время нью-йоркского небоскреба забита до отказа журналистами с фото- и кинокамерами. “Дадим им возможность сделать снимки крупным планом”, — сказал профессор Экнер. Капитан Прусс понимающе улыбнулся и быстрым шагом удалился на мостик. Несколько минут спустя веселый шум в салоне дирижабля сменился встревоженным гулом — пассажирам казалось, что цеппелин правым боком вот — вот заденет за небоскреб. Здание уже совсем близко, видны перекошенные лица фотокорреспондентов на смотровой площадке, блики вспышек слепят глаза! Кто — то из журналистов не выдерживает и бросается прочь от бортика площадки.
Мгновенно возникает небольшая паника и давка. В салоне цеппелина пассажиры вскакивают с мест, и в этот момент цеппелин, плавно замедляя ход, как бы зависает в каком-то десятке метров от грязно-желтой стены небоскреба! С невозмутимым видом Гуго Экнер встает с кресла, выходит на застекленную палубу и открывает одно из окон. “Добрый день, господа!” — говорит он по-английски журналистам, не повышая голоса. Звуки его речи долетают до них через пропасть глубиной в несколько сот метров. Дирижабль “Гинденбург” тихо покачивается с боку на бок у шпиля знаменитой высотки. «Господа, уберите прочь фотовспышки! В баллонах водород!” — кричит какой-то полицейский на смотровой площадке, Экер все слышит, но только молчит и улыбается. Да, у него нет гелия, однако он все-таки прилетел сюда, он натянул нос этим тщеславным янки!
Оставалось проделать небольшую часть пути от центра Нью-Йорка до причальной мачты на базе Лейкхерст. Но в первоначальные планы цеппелина вмешалась стихия. Надвигалась сильная гроза, и из-за нее пришлось отклониться от первоначального курса. На эту задержку должно было уйти еще шесть часов, но в принципе это уже не могло испортить успех триумфального пролета над Нью-Йорком. Тем не менее капитан решил не искушать судьбу и не торопиться. Пассажиры не испытывали неудобств от задержки и продолжали заниматься своими делами. Продолжался и „ праздник в гостиной, в салоне играла музыка.
Но вот гроза ушла к северу, и дирижабль “Гинденбург” взял курс на Лейкхерст. Четыре надежных тысячесильных двигателя “Даймлер” работали на полную мощность. Вскоре вахтенный офицер на капитанском мостике увидел впереди причальную мачту с лифтами для пассажиров и многотысячную толпу внизу. Это были как всегда вездесущие журналисты, многочисленные зеваки и даже небольшой военный оркестр. Причальная команда состояла из 248 человек, Соединенные Штаты Америки хотели обеспечить гостю из Германии достойную встречу.
Радиожурналист из Чикаго Герберт Моррисон в это время вел с базы Лейкхерст прямой репортаж о прибытии немецкого воздушного чудо-лайнера. Уже пятнадцать минут он только и делал, что рассказывал слушателям о фантастической роскоши на борту цеппелина, о его ресторанах и танцевальных залах. О лифтах, которые были отделаны панелями из красного дерева. Запись эта вошла в историю. Ее на следующий день транслировали все радиостанции мира: “…вот он приближается, этот красавец “Гинденбург”… Его удлиненное могучее тело светится розовым в лучах заходящего солнца. Вот открывается люк. И офицер сбрасывает на землю причальный трос…” И вдруг какой-то треск, короткий пронзительный свист. И вопль Моррисона: “Боже, пресвятой Господи, он горит! Он падает! Он падает на людей вниз!”
Как потом свидетельствовали некоторые очевидцы, “…это было похоже на гигантский горящий гейзер”. “…Скорее, на огненный водопад”, — говорили другие. “На распустившийся в небе гигантский огненный цветок”, — вспоминали третьи. Дирижабль “Гинденбург” сгорел всего за четыре секунды! Обломки каркаса и гондолы падали на землю еще с полминуты после вспышки. Вспышку и столб черного дыма видели в радиусе 25 километров. Неприятный запах паленой кожи стоял в воздухе еще несколько дней. Когда рассеялся дым, ошеломленная и потрясенная толпа на земле увидела только оплавленные ребра с клочьями дымящегося войлока и прорезиненной кожи. Обугленный остов корабля напоминал останки какого-то гигантского животного. Капитана Макса Прусса вынесли из месива горящих обломков на носилках. “Я не понимаю, — повторял он, слезы беспрерывно катились по его обоженному лицу, — я не могу понять”. Он скончался через несколько часов от ожогов. Перед смертью с ним встретился офицер гестапо, прибывший на место катастрофы из Нью-Йорка. “Я не понимаю, почему это произошло” — все, что смог сообщить ему умирающий.
Поэтому неудивительно, что пресса поспешила сделать свои выводы. Были пущены в ход все стандартные штампы того времени: о “мистической казни”, о “роковом умерщвлении небесного динозавра” со свастиками на борту. Авторы публикаций особенно часто указывали на поразительную особенность катастрофы “Гинденбурга”. Несмотря на то что в небе над базой Лейкхерст разорвалась настоящая “водородная бомба”, практически никто из людей, толпившихся внизу, не пострадал! Даже более того, среди пассажиров самого лайнера оказалось гораздо меньше жертв, чем можно было ожидать. Из этого столба пламени смогли спастись 67 человек! Отчасти это оказалось возможным потому, что горящая пассажирская гондола после взрыва просто спланировала вниз к земле. Обрывки прорезиненной обшивки, которые оставались натянуты между каркасами, создали дополнительную парусность. Однако многие пассажиры спаслись, по их собственному мнению, только благодаря счастливой случайности. О крушении дирижабля “Гинденбург” рассказывают больше “чудесных историй”, чем обо всех воздушных катастрофах, вместе взятых. Судите сами.
Уже известный нам 14-летний подросток Карл Хохталер выпрыгнул из окна на землю в лужу горящего дизельного топлива, хлеставшего из топливных баков дирижабля! Он неминуемо должен был сгореть заживо, однако остался в живых. Внезапно на него сверху обрушился поток воды из разорвавшегося баллона с водяным балластом. Вода мгновенно затушила пламя вокруг мальчика, и он, поднявшись на ноги, выбежал из-под падающих обломков навстречу спасателям, правда, мокрый как мышь. Чудесным образом спасся и 45-летний пассажир по имени Дитрих Дрюке, безмятежно сидевший в курительном салоне с сигарой во рту и раскладывавший пасьянс. Вдруг он ощутил сильный толчок,затем услышал мощный взрыв где- то вверху, и в тот же миг крыша помещения обрушилась на него. Он успел пригнуться — и его завалило обломками. Однако счастливый пассажир не был раздавлен,поскольку его предохраняла высокая и прочная спинка дивана. Спасатели, которые извлекли герра Дрюке из завала, не обнаружили у него ни единой царапины.
И все же наиболее невероятным представляется счастливое избавление от неминуемой гибели 72-летней пассажирки Лизы Готтшильд. Отважная старушка согласилась на роздушное путешествие только из-за любви к своему единственному сыну, жившему в Нью-Йорке. В момент взрыва она дремала в своей каюте. Толчки и грохот разбудили ее, она встала с кровати и, накинув халат, вышла в коридор (ей почудилось, будто бы пол каюты несколько наклонился, но она списала это на свое обычное головокружение). Шагнув за порог своей ком- латы, она вдруг поняла, что вышла вовсе не в коридор, а ступила на песок причальной площадки. Получилось так, что пассажирская гондола разломилась пополам, и одна из ее частей плавно спланировала на землю. Да так плавно, что госпожа Готтшильд даже не почувствовала неладное. К своему дорогому сыну она вышла прямо в халате.
Выдвигалось большое количество догадок, версий и предположений. Одной из основных, естественно, была догадка о диверсии. Нацистские спецслужбы провели собственное расследование, надо заметить, очень тщательное, но оно не увенчалось успехом, и дело было закрыто в 1943 году.
Кстати, примерно в 60-х годах в США вышла книга о катастрофе Гинденбурга”. Автор Майкл Муни якобы на основании документов из американских и немецких (!) архивов доказывает, что катастрофа была все же не случайной. Член экипажа цеппелина некий Эрих спелл, ненавидевший Гитлера и нацизм, подложил в один из баллонетов с водородом мину замедленного действия. Взрыв должен был произойти, когда все пассажиры сойдут на землю. По какой- то случайности взрыв произошел раньше. Террорист сам погиб от своей же мины.
Эта версия также имеет право на существование, но вспомним, что нацисты сами проводили расследование, а уж как они умели это делать, рассказывать не надо. Антифашисты со своей стороны поспешно выдвинули версию о нацистском теракте, направленном против Америки. Якобы часовая бомба на борту цеппелина была установлена еще в Германии и должна была взорваться тогда, когда дирижабль “Гинденбург” находился бы в ангаре № 1 на базе Лейкхерст под охраной американских спецслужб. Тем самым, по мнению антифашистов, Гитлер предполагал поставить американцев в весьма затруднительное положение, обвинив Вашингтон в том, что США якобы не уберегли гордость немецкого воздушного флота от американских коммунистов.
Однако, как известно, из-за грозы дирижабль прибыл на базу с опозданием, и бомба сработала еще возле причальной мачты, а не в ангаре. Грозу предусмотреть, естественно, никто не мог, в том числе и “диверсанты”, поэтому версия тихо умерла. Многие исследователи, а их большинство, убеждены, что гигантский корпус дирижабля сам накопил большой заряд статического электричества за те шесть часов, пока дрейфовал в окрестностях Лейкхерста, ожидая ухода грозы. Грозовой фронт был рядом, кроме того, не будем забывать, что оболочка цеппелина была сделана целиком из синтетических материалов, которые, как известно, могут накапливать статическое электричество. Кроме того, метеорологи базы Лейкхерст еще за два дня до прибытия воздушного лайнера оповещали местное население об опасности появления шаровых молний. Так что воздух, по всей видимости, был и так наэлектризован. Сторонники этой версии обращают внимание на то, что пламя зародилось в недрах корабля в тот самый момент, когда причальный трос, сброшенный сверху, коснулся земли. Вспомним, кстати, и знаменитый радиорепортаж. Быть может, в момент “заземления” через влажный трос проскочила искра, ну и…
И в наши дни, спустя шестьдесят четыре года после трагедии, тайна “Гинденбурга” остается неразгаданной. Ее уже давно занесли во все энциклопедии и учебники как одну из самых загадочных катастроф в воздухе. Почему судьбе было угодно уничтожить “гордого ангела новой Германии”? Все же, только ли молния “виновата” в катастрофе? Уж очень “своевременно” она была. Этими вопросами исследователи мучаются до сих пор. У многих из них, занимающемся этой катастрофой, складывалось впечатление, что само Провидение оберегало людей от уничтожения. Как будто кто-то там, наверху, хотел не уничтожить как можно больше людей, а уничтожить только сам цеппелин. На таком страшном примере уничтожить саму идею дирижаблестроения.
Как бы там ни было, но бесспорным остается одно: страшная катастрофа “Гинденбурга» ставила, по сути, крест на программах развития дирижаблей во всем мире. Катастрофа флагмана немецкого воздушного флота произвела тяжелое впечатление и на самого Гитлера, который отдал приказ прекратить строительство еще двух цеппелинов на верфях Фридрихшафена. Англичане также отказались от секретного проекта создания дирижаблей-бомбардировщиков. Советский Осоавиахим сделал ставку на самолеты. Четырех секунд оказалось достаточно, чтобы закончилась такая в общем-то недолгая, но бурная эра дирижаблей. Катастрофы цеппелинов были и раньше. Вспомним загадочное исчезновение французского “Диксмюде» в 1923 году, катастрофу американского “Акрона” в 1933 году, гибель американского же “Мэкона” (кстати, двойника “Акрона”) в 1935 году. Эти аварии подвергались самым скрупулезным расследованиям и исследованиям, но до сих пор однозначного и точного ответа по поводу их гибели нет.
С момента гибели “Гинденбург” прошло уже более 70 лет, однако и сегодня, несмотря на видимые преимущества “гелиевых” дирижаблей (безопасность и надежность, комфорт и относительная дешевизна), человечество не спешит возвращаться к идее их широкого использования. Видимо, “синдром “Гинденбурга” продолжает психологически давить на подсознание людей. Возможно, воспоминания об этой трагедии будут страшить человечество до тех пор, пока оно не найдет окончательного ответа на вопрос, который задавал все время умирающий капитан Макс Прусс: «Почему это произошло?”
Понравилась статья ? Поделись с друзьями