Несколько лет назад мировая пресса на все лады обсуждала вопрос о том, с какого года следует начинать отсчет третьего тысячелетия: с 2000-го или с 2001-го. Только все эти разговоры не стоят и выеденного яйца — мы уже несколько лет живем в третьем тысячелетии. Если считать от Рождества Христова, конечно.
Речь пойдет не о знаменитом древнегреческом историке и риторе Дионисии, а о его тезке — ватиканском монахе, который жил в VI веке н.э. В 525 году папа Иоанн I поручил ему разработку нового календаря. Исполнительный священнослужитель взялся за дело с особым рвением. И надо сказать, нашел очень хороший ход: считать начало нашей эры, от дня рождения Иисуса, чем заслужил одобрение католических иерархов.
Работу он начал с попыток уточнения даты рождения Христа. Для этого воспользовался Евангелием от Луки и на основании содержащихся в его тексте данных вычислил, что это произошло в 754 году по римскому календарю. Но получилось так, что Лука, подробно описывая события жития Христова, кое в чем пренебрегал хронологией. А Дионисий, зная Библию почти наизусть, был не слишком силен в обычной летописной истории. Прошли годы. Новый календарь распространился по всему христианскому миру. И наконец выяснилось, что прилежный Дионисий ошибся на несколько лет: историческое событие в Вифлееме произошло раньше, чем он вычитал у Луки.
Иисус родился, когда царствовал Ирод. А Ирод (и это исторический факт, не подлежащий сомнению) умер в 4 году до новой эры. Мало того, евангельские данные и сведения, почерпнутые из других книг Библии, переносят дату рождения Христа на еще более ранний срок. Взять хотя бы такой библейский текст. В нем говорится, что Иосиф с беременной женой Марией сбежали из Назарета в Вифлеем, чтобы не попасть под перепись населения. Об этом свидетельствуют Матфей и Лука. Официальная история говорит о двух переписях населения в Иудее, Одна из них была проведена в 6 и 7 годах н.э., то есть после рождения Христа, а стало быть, ее в расчет брать нельзя. Другую же провел Се- неций Сантурин в период с 8 по 6 год до н.э. Значит, в это время Иисус и родился? Скорее всего, да. Но и это с уверенностью утверждать нельзя.
Вифлеемская звезда. В Библии она просто звезда — и все. Но что же это за небесное тело было на самом деле? Американский ученый и писатель-фантаст Артур Кларк в одном из своих рассказов предположил, что это была вспышка Сверхновой. Но вряд ли. Если бы это было так, вспышка наверняка была бызарегистрирована астрономами Китая, Греции и Рима, где в отличие от Иудеи наблюдение за звездным небом имело вековые традиции. Тогда что же? Астрономы относительно недавнего прошлого и современные ученые выдвигают несколько версий.
В XVII веке великий Иоганн Кеплер подсчитал, что в 7 году до н.э. произошла конъюкция (сближение на небесной сфере) двух крупнейших планет Солнечной системы — Юпитера и Сатурна. В результате получилось “светило”, по яркости превосходящее Сириус. В нынешнем веке англичанин Дэвид Хью проверил расчеты Кеплера, и они подтвердились. Мало того, выяснилось, что в 7 году до н.э. конъюк- ции Юпитера и Сатурна происходили трижды: в мае, сентябре и декабре, Кроме того, в 7 году до н.э. была еще и конъюкция Юпитера и Венеры, что давало еще более яркую светящуюся точку, а год спустя аж тройная конъюкция: Юпитера, Сатурна и Марса. Вифлеемской звездой могла быть и комета. В Евангелии от Матфея написано, что звезда «шла перед ними”. “Соединившиеся” планеты стоят в одной точке небеснойсферы. А вот кометы движутся по небосклону. В период, предшествовавший смерти Ирода, в небе появлялись две кометы — в 5 и 4 годах до н.э. Вторую из расчетов надо исключить. Она была слишком слабой и к тому же появилась незадолго до смерти царя, когда он был очень болен и младенцами не интересовался. Да и первая комета вызывает сомнение. Она была поярче, по форме напоминала веник и светила 70 дней. Но, судя по официальным хроникам, особого впечатления она не оставила. Остается знаменитая комета Галлея. Кстати, именно ее изобразил в 1303 году итальянец Джотто на фреске «Поклонение трех волхвов”. А комета Галлея перед началом новой эры появлялась на небосклоне в 12 году. Вот это уже ближе к истине. И подтверждается Евангелием от Иоанна, которое не потрудился проштудировать при подготовке календаря Дионисий. В нем иудеи говорят Иисусу: «Пятидесяти лет еще не имеешь, а Авраама видел?” Ну кто, скажите, будет так обращаться к 30-летнему парню? Скорее уж, к 40-летнему мужчине.
Выходит, Иисус родился в 12 году до н.э. Тут все сходится. И Вифлеемская звезда светила, двигаясь по небосклону, и царь Ирод был в расцвете сил и проводил переписи населения. А из этого следует, что мы уже не первый год живем в третьем тысячелетии. Если, конечно, считать от Рождества Христова.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями