Вот уже много лет ученые стараются разгадать тайну небольшого русского озера Светлояр. По легенде, именно на берегах этого озера когда то располагался город, получивший название Большой Китеж.
Образ заколдованного града широко отражен в русской литературе. Вспомним хотя бы знаменитый роман Мельникова-Печерского «В лесах’. Мысль о том, что для обычных людей город исчез, а на самом деле всего лишь перешел в иное, параллельное, пространство, красной нитью проходит через одну из частей книги. Мельников-Печерский пишет: «Верховое Заволжье — край привольный… Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и “тропу Батыеву”, и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. И досель тот град невидим стоит — откроется перед страшным Христовым судилищем”.
Создавая свой роман, писатель опирался на многие источники, в том числе на так называемый “Китежский летописец”. Самые ранние его списки относятся к концу XVIII века. Первая часть “Летописца” описывает постройку владимирским князем Юрием Всеволодовичем соборов во многих городах и закладку Большого и Малого Китежей. В “Летописец” как составная часть входит также “Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже”, где рассказывается о жизни людей в невидимом городе и о дорогах, ведущих в него.
Обратимся к истории. Зимой 1237 года в пределах Рязанского княжества появились передовые отряды монгольских войск хана Батыя. Местные князья, разумеется, не могли в одиночку противостоять огромным ордам завоевателей и обратились к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой о помощи. Однако он, желая ослабить соперников по княжению, никакой поддержки им не оказал, наоборот, по словам летописца, Юрий “хотел сам особь брань сотворити”. Захватив Рязань, татары двинулись дальше. Были взяты штурмом и сожжены Коломна, Москва, Суздаль и Владимир, причем в последнем погибла вся семья князя, которую не успели вовремя вывезти в безопасное место. Сам Юрий Всеволодович стягивал все имевшиеся в его распоряжении силы в леса по реке Сить. Заволжье в те годы действительно представляло собой выгодное в стратегическом отношении место, но непроходимые чащи не спасли русские дружины. Несмотря на значительное количество воинов, Юрий был атакован татарами внезапно, в разыгравшейся битве потерпел поражение и погиб сам.
Предатель (возможно, его имя Григорий Кутерьма) указал врагам дорогу к Большому Китежу. Монгольское войско осадило его и несколько дней штурмовало городские стены. Силы были неравны, и ордынцы уже было прорвались за ворота, как вдруг случилось чудо. На глазах изумленных монголов город исчез — скрылись под водой его церкви, башни, дома. Иногда, как гласят легенды, из вод озера доносится призрачный колокольный перезвон, а праведные люди могут не только слышать его, но и узреть видение Китежа.
В XIX веке существовало три варианта легенды о Китеже. Согласно первому город находился на дне озера подобно сказочному дворцу морского царя или затонувшим из-за своей греховности средневековым городам, из европейских легенд. По другому, приведенному Пришвиным в начале XX века, Китеж расположен под землей, а окрестные холмы являются его церквами. Третий вариант, наиболее близкий к “Летописцу”, рисовал город невидимо стоящим на берегах Светлояра. Кое-кто из паломников, приходивших сюда в день праздника иконы Владимирской Богоматери (23 июня), могли видеть на поверхности озера отражение стоящего на холмах Китежа.
Впервые с историей мистического исчезновения города русскую публику познакомил журнал “Москвитянин” в 1843 году, и уже тогда родилась мысль о поиске зачарованного места на дне Светлоярского озера. Однако настоящие исследования начались лишь в наши дни. Первым делом археологи раскопали Малый Китеж (иначе — Городец). Были обнаружены керамика, обычные предметы быта и огромное пепелище, датируемое первой половиной XIII века. Таким образом, сведения летописи о разорении татарами Городца подтвердились, и в 1959 году на озеро Светлояр отправилась первая экспедиция. Успеха она не добилась, но поиски были возобновлены в 1968 году. В первую очередь были проведены геологические проверки местности. Находившийся в составе экспедиции геолог В. Никишин установил, что озеро является провалом земной коры, заполнившимся грунтовыми водами. Дно озера, по свидетельству аквалангистов и гидрологов, представляет собой три террасы, расположенные на разной глубине — 9, 23 и 30 метров. Было выяснено и время образования уступов. Глубоководная часть возникла полторы тысячи лет назад, семьсот лет назад — вторая терраса и четыреста — третья. Время образования второй террасы совпадает со временем батыевского нашествия.
Экспедиция прочесала дно озера вдоль и поперек, но тщетно. Были обнаружены лишь верхушки деревьев, торчащие из многометрового слоя ила на первом уступе. Когда исследователи, вернувшись в Москву, провели радиоуглеродный анализ кусочков этого дерева, то датировка террас, данная ими, полностью подтвердилась.
На следующий год археологи продолжили изучение Светлояра с помощью геолокатора, позволяющего проникнуть “взглядом” сквозь толстый слой илистых отложений. На террасе XIII века в северной части озера прибор показал странное образование, имеющее овальную форму. Город Китеж? Неизвестно! Экспедиция, пробившись через ил, извлекла из этого места куски дерева, имеющие следы обработки, однако это еще ничего не доказывает…
В наше нелегкое время археология, как и многие другие гуманитарные науки, обделена финансовыми средствами. Так что история града Китежа, вдохновившая Римского-Корсакова на написание оперы, по-прежнему остается загадкой.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями