История России тесно связана с историей самозванства. Какими бы жалкими ни представлялись доводы авантюристов, выдававших себя за несправедливо отстраненных от власти потомков царского рода, сколько бы ни разоблачали их как безродных проходимцев, всегда находились те, кто верил им и шел за ними. А личность многих из них до сих пор окутана тайной…
МИСТЕРИЯ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
После кончины царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в 1598 году прямых наследников не осталось. Малолетний царевич Дмитрий, сын шестой супруги Ивана Грозного Марии Нагой, живший с матерью в Угличе, 15 мая 1591 года погиб при невыясненных обстоятельствах, якобы во время игры напоровшись на ножичек. Земский собор избрал царем Бориса Годунова, приходившегося братом вдове Федора, царице Ирине.
В начале царствования Годунова в стране выдался сильный неурожаи, люди умирали с голоду. Простой народ тут же обвинил в этом нового государя — мол, нет на него благословения Небес. Мечталось о другом царе, Божьем избраннике, добром и справедливом. Такова была ситуация на тот момент, когда на сцене появился человек, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.
В биографии Лжедмитрия множество белых пятен. Известно, что настоящее его имя было Юрий Отрепьев. Родился он около 1581 года в Галицком уезде в семье дворянина Богдана Отрепьева, затем приехал в Москву и поступил на службу холопом к окольничему Михаилу Никитичу Романову. Когда Романовы оказались в опале, Юрий бежал от расправы и принял монашество в одном из провинциальных монастырей под именем инока Григория. Оттуда он попал в Чудов монастырь в Москве. За хороший почерк был замечен патриархом Иовом и приближен к нему в качестве переписчика книг. Здесь же, в Чудовом монастыре, у Гришки Отрепьева впервые созрел план выдать себя за царевича Дмитрия. К тому времени до него дошли слухи о том, что царевич-де вовсе не убит (как считали в народе), а надежно спрятан, что вместо него злодеи по ошибке умертвили другого мальчика, товарища Дмитрия по играм. Григорий же приходился ровесником убиенному отроку, а кроме того, был достаточно грамотен и образован, что служило признаком знатного происхождения. Так созрел этот дерзкий замысел.
Гришка оказался нечист на руку. Опасаясь суда за воровство, он вместе со своими товарищами по монастырю Варлаамом Яцким и Михаилом Повадиным бежал в Киев, а в 1602 году перебрался в Литву и Польшу. Здесь он уже официально объявил себя русским наследником трона и нашел поддержку в лице литовско-польского дворянства во главе с королем Сигизмундом III в обмен на обещание отдать во владение Речи Посполитой большинство русских земель и обратить русский народ в католичество. Затем Отрепьев посватался к дочери самборского воеводы Марине Мнишек и заключил с ее отцом брачный контракт, по которому обязался предоставить воеводству Мнишека Новгород и Псков.
Лжедмитрий во главе польского войска 13 октября 1604 года перешел границу Московии. Ему удалось покорить многие из российских городов. Альтернативное правительство Лжедмитрия укрепилось в Путивле.
13 апреля 1605 года неожиданно скончался Борис Годунов. Бояре присягнули на царство его сыну Федору Годунову, но уже в июне в Москве произошло восстание, и Годунова свергли. Народ пожелал видеть царем “богоданного” Дмитрия. Однако стоявшему во главе Думы Василию Шуйскому необходимы были доказательства подлинности престолонаследника. Далее начинается непонятное.
Шуйский приказал провести следственную экспертизу, на которой присутствовала мать погибшего царевича Дмитрия Мария Нагая. Ко всеобщему изумлению, Мария заявила, что юноша, называющий себя Дмитрием, действительно ее сын! Почему-то не были приглашены люди, хорошо знавшие Григория Отрепьева, — его мать Варвара, монахи из Чудова монастыря. По одной из гипотез, это объясняется тем, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев вовсе не являлись одним и тем же лицом. И версия эта отнюдь не безосновательна. По свидетельству Костомарова и других историков, Лжедмитрий I был высокообразованным человеком, знал польский и латынь, что характерно скорее для европейца, чем для “русина”. Он не соблюдал распространенных русских традиций, например никогда не отдыхал после обеда, а в церкви крестился “не по-русски” (что странно для бывшего монаха). Речь же свою нередко перемежал польскими и прочими иностранными словами. И это бывший русский вор, пьяница и расстрига, как характеризовали современники Гришку Отрепьева?
В день, когда должна была состояться свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек, 17 мая 1606 года, рвавшийся к власти Шуйский поднял восстание в Москве. Войско под предводительством Петра Басманова перебило стражу самозванца и многих его сподвижников-иноземцев. Самого Лжедмитрия долго допрашивали и истязали, а потом обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши. Мощи же покойного царевича Дмитрия Шуйский велел перевезти из Углича в Архангельский собор. Рассказывали, что больные, прикасавшиеся к ним, исцелялись. Были изданы грамоты, объявлявшие Гришку Отрепьева самозванцем и разъяснявшие, что он достиг власти с помощью ведовства и чернокнижия, хотел народ русский отвратить от Бога. Новым царем стал, естественно, “спаситель” Шуйский. Но зимой 1607 года в Литве объявился очередной “царевич Дмитрий”, утверждавший, что ему чудом удалось избежать казни в 1606-м. Перейдя границу Литвы с Россией, он вместе с польским воинством взял несколько городов, включая Орел и Тулу, и, подойдя к Москве, расположился станом в селе Тушино (из-за чего впоследствии и получил прозвище Тушинский вор).
В лагерь вскоре прибыли воевода Мнишек с дочерью. Как ни странно, Марина узнала в самозванце своего бывшего жениха и тайно обвенчалась с Лжедмитрием. Ему удалось захватить земли к востоку, северу и северо-западу от Москвы. Преследуемый войсками Шуйского, в декабре 1609 года Лжедмитрий бежал из Тушина в Калугу, где год спустя был убит.
Происхождение Лжедмитрия II еще более неясное, чем у первого Лжедмитрия. Он хорошо знал представителей духовенства и их обычаи, что может свидетельствовать о принадлежности его к духовному званию. И в самом деле, бывший сподвижник Лжедмитрия, воевода Мосальский, на допросе заявил, что Тушинский вор — это сын арбатского попа по имени Митька. Боярин А. Цыплятев поведал — мол, новый Лжедмитрий не кто иной, как сын литовского князя Андрея Курбского.
Тщательное исследование провели польские иезуиты, которым удалось выяснить: под именем Дмитрия скрывался крещеный еврей Богданко, служивший помощником попа в городе Шклове, а затем учительствовавший в Могилеве. Нищий учитель случайно попался на глаза некоему Меховскому, прибывшему на Украину с поручением от польских магнатов найти человека, похожего лицом на казненного Лжедмитрия, чтобы объявить его московским царем. Так началась эта бесславно окончившаяся эпопея.
После смерти Василия Шуйского в 1613 году Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, сына опального при Годунове патриарха Федора (Филарета). Наступил конец Смутному времени…
ДВОЙНИК ПЕТРА I
Существует и легенда о том, что самозванцем заменили некогда самого Петра Великого. Как известно, Петр взялся искоренять старую веру и вводить в обиход западнические традиции, за что и был прозван Антихристом. Однажды он будто бы встретил в лесу старца с седой бородой, всего объятого светом. Незнакомец принялся укорять царя за его неправедное правление и сказал, что теперь ему предстоит искупить свои грехи. После чего Петр неведомо как очутился в лесном скиту. Там он долгое время пребывал в каком-то странном состоянии, ощущая себя словно мертвым: возможно, его постоянно держали под гипнотическим или магическим воздействием.
Тем временем среди бояр поднялся переполох, и они, опасаясь народных волнений, заменили Петра человеком, как две капли воды похожим на него. Новый Петр по-прежнему преследовал староверов, а в остальном действовал по указке бояр. Подмены никто не заметил. Меж тем бояре приказали разыскивать повсюду настоящего Петра с тем, чтобы умертвить его, ибо он мог помешать их замыслам по управлению государством.
Случилось так, что один солдат набрел на скит в лесу и там увидел высокого человека, в котором признал Петра. Он привел его назад в Кремль, где бояре,объявив истинного царя самозванцем, распорядились его казнить. Но тут начались чудеса: при попытке расчленить тело Петра куски его якобы вновь собирались в единое целое, в воде он не тонул и т.д. Наконец его заперли в срубе и подожгли (как поступали при нем с упрямыми староверами). Когда сруб загорелся, оттуда выпорхнул белый голубь и поднялся ввысь. Лжепетр был так поражен всем увиденным, что, оставшись на царстве, разрешил старообрядцам многие послабления.
Возможно, есть в этом предании и доля истины. Не исключено, что в лесу Петру I действительно явилось видение, изменившее его взгляды на православную веру. Он мог также и провести какое-то время в староверческом скиту. Нелишне предположить, что в жизни его имело место некое явление, связанное с религиозными чудесами или вмешательством сверхъестественных сил. И так ли уж невероятен миф о самозванце? Ведь двойники были у всех правителей, включая Ленина, Сталина и Гитлера, — в нужный момент они заменяли их на людях. Почему бы не допустить существования такого двойника и у Петра Великого?
НАРОДНЫЕ ЦАРИ
Все вышеизложенное являет нам одну совершенно парадоксальную вещь: при подмене истинного монарха самозванцем достаточно большое количество людей верит в подлинность его личности и не замечает очевидных “нестыковок”. Так, вспомним, что родная мать Дмитрия опознала узурпатора как своего сына. Марина Мнишек тоже признала в Тушинском воре убиенного возлюбленного. В легенде самозванца принимают за Петра, а Петра — за самозванца. Впрочем, этому можно дать объяснение. Дело в том, что еще с древних времен народное сознание наделяло правителей особыми свойствами. Вспомним, что египетский фараон считался “сыном Солнца” и был посвящен в таинства магии. В средневековой Франции и Англии верили, что прикосновение к одежде короля излечивает от недугов. А на Руси долго нерушимой ставалась вера в “царя-батюшку”, Божьего помазанника и чудотворца.
Представитель монаршего рода должен был обладать так называемыми царскими знаками. Емельян Пугачев, выдававший себя за Петра III, демонстрировал казакам темные пятна на своем теле (видимо, оставленные болезнью) и благодаря этому был признан законным государем. По мнению исследователей, все удачливые самозванцы обладали силой внушения — “знали слово”. Многие из них на самом деле уверовали в свое царственное происхождение. Современники утверждают, что по крайней мере три претен-дента на роль Петра III — Пугачев, скопец Кондратий Силиванов и сербский вождь Стефан Малый были схожи с реальным царем как внешне, так и некоторыми чертами характера, привычками не постижимым образом сущность умерших государей воплощалась в людях, которые всего лишь выдавали себя за них — может, и не по собственной воле?
Обратимся к легендам о спасении царской семьи Романовых в 1918 году. По одним версиям спаслись все
члены семейства, которых переправили за границу, расстреляв вместо них других людей. Но в большинстве преданий фигурируют дети царской четы. В разное время разные женщины выдавали себя За царевну Анастасию, причем, что самое поразительное, им были известны такие детали жизни семьи и царского двора, о которых трудно проведать совершенно постороннему человеку. Впрочем, ни одна “Анастасия” так и не смогла доказать придирчивым экспертам своего царственного происхождения.
В 50-е годы в Сухуми жила семья Березкиных, все члены которой внешне удивительно напоминали убитых Романовых. Эти люди вели очень замкнутый и набожный образ жизни, их часто посещал некий загадочный старец, всячески их опекавший. О них вспомнили в начале перестройки, много писали, проводили расследования, но так ничего и не обнаружили. Кстати, никто из Березкиных никогда не пытался выдать себя за представителя царского рода.
ЗАГАДКА ПРОЛЕТАРСКОГО ВОЖДЯ
Еще один “самозванческий” миф XX столетия связан с Владимиром Ильичом Лениным. Сразу после революции в среде людей, враждебно настроенных по отношению к новой власти, распространился слух, будто вернувшийся из-за границы вождь пролетариата никакой не Ульянов-Ленин, а замаскированный под него немецкий агент. Поставив его у кормила власти в России, германское правительство рассчитывало уничтожить сильную державу, представляющую военную опасность для Западной Европы. Именно поэтому с такой быстротой был подписан Брестский мир и начат геноцид русского народа под видом искоренения враго.
Кстати, во многих источниках упоминается о связи большевистских вождей с тайными оккультными обществами. Уж не магические ли знания помогали им столько лет увлекать за собой массы? Все диктаторы, безусловно, обладали даром убеждения, как и цари-узурпаторы…
Безусловно, самозванство следует рассматривать не только как социально-политическое явление, но и как мистико-психологический феномен, связанный со свойственной российскому менталитету верой в чудо, в сверхъестественный уклад бытия. Так возникали мифы о национальных героях-спасителях, которых пытались увидеть в многочисленных лжемонархах и лженаследниках. Кстати, исследователи признают, что многие авантюристы сыграли положительную роль в истории. Невероятно, но факт…
Понравилась статья ? Поделись с друзьями