Загадочные рисунки пустыни Наска… Писатель и исследователь Эрих фон Дэникен предполагает, что это мог быть своеобразный космодром пришельцев, посетивших в далеком прошлом нашу планету. Однако археологи, много лет посвятившие исследованиям этого шедевра древней культуры индейцев наска, считают подобную разгадку знаменитой головоломки, состоящей из множества рисунков, геометрических фигур и прямых линий, одновременно и сенсационной, и слишком простой…
Гигантские рисунки Наски были обнаружены случайно: в 1927 г. перуанский пилот, пролетавший над пустыней, внезапно заметил их. Сначала их приняли за остатки древней ирригационной системы, но в 1939 г. американский археолог Пол Косок, опираясь на результаты проведенных исследований, установил, что это всего лишь огромные рисунки: с поверхности пустыни в намеченных местах снимали верхний бурый слой камней, при этом открывался светлый грунт, который и служил своеобразной краской для создания столь загадочных изображений. Поражают масштабы проведенной древними индейцами работы: общая протяженность линий примерно 200 км!
Когда Пол Косок приступил к изучению изображений пустыни Наска, он долго ломал голову: с какой целью была проведена столь трудоемкая работа? Однажды, в день летнего солнцестояния, он заметил, что солнце зашло точно за концом одной из линий, входящей в рисунок гигантской птицы. Археологу стало ясно: Наска — это самая большая астрономическая книга в мире, в ней с помощью линий зафиксировано положение тех или иных астрономических объектов на небосводе.
Изучение рисунков Наски продолжалось. Были открыты огромные изображения паука, рыбы, ящерицы, обезьяны и различных птиц. С самолета удалось обнаружить ряд геометрических фигур — трапеций, треугольников, спиралей и прямоугольников.
История изучения этого археологического феномена была бы неполной, если бы мы не упомянули о Марии Райхе — знаменитой исследовательнице головоломки Наски. Еще молодой женщиной ой она покинула фашистскую Германию и перебралась в Южную Америку, где устроилась учительницей в Куско. В Наску Райхе попала в 1946 году как переводчица, здесь она и познакомилась с Полом Косоком. Загадочные изображения просто очаровали молодую женщину. С этого времени и начался настоящий научный подвиг Марии Райхе, которая более 40 лет своей жизни (умерла в 1992 г.) посвятила изучению таинственных рисунков и составлению их каталога.
Райхе, как и Косок, считала, что эти изображения являются гигантским древним календарем. В своей книге она писала: «Древние народы по положению Солнца и Луны определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, сроки посева и сбора урожая». Райхе удалось установить астрономическое значение многих линий и даже изображений пустыни Наска.
Но, увы, во все времена человечество больше интересовали различные сенсационные гипотезы, пусть даже и лишенные каких-либо серьезных оснований,чем долгий и кропотливый труд настоящих исследователей. Поэтому неудивительно, что газеты подняли такую шумиху, когда Эрих фон Дэникен назвал Наску космодромом пришельцев. Дело в том, что гигантские изображения животных видны только с большой высоты, а некоторые весьма широкие и протяженные линии Наски смотрятся как настоящие взлетные полосы.
Марию Райхе очень огорчала эта внезапная популярность ее любимого детища, поскольку она считала гипотезу Дэникена лишенной каких бы то ни было оснований. В самом деле, если верить Деникэну, пришельцы с других звезд обладали весьма примитивной техникой, которой нужны были посадочные полосы и наземные ориентиры… Впоследствии Дэникен, правда, стал называть это следами взлетов и посадок космических кораблей и заявлять, что, согласно свидетельствам местных жителей, Наска до сих пор используется НЛО в качестве посадочной площадки. Однако корабли высокоразвитых пришельцев должны обладать способностью к строго вертикальным посадке и взлету, почему же тогда они оставляли за собой следы протяженностью в несколько километров?.. К тому же почва пустыни после дождей становится довольно вязкой, многотонные звездные корабли могли в ней просто утонуть… Неужели, обладая уникальными технологиями, пришельцы не могли сделать здесь нечто вроде покрытия?
Если уж связывать рисунки Наски с полетами, то более правдоподобной кажется гипотеза Джима Вудмана и Джулиана Нотта, которые предположили, что у древних индейцев наска могли быть примитивные воздушные шары из тонкой плотной ткани. Образцы такой ткани обнаружены в погребениях, а следы древних кострищ рядом с рисунками, возможно, указывают на места, где воздушные шары наполняли горячим воздухом. По мнению авторов гипотезы, с шаров могла осуществляться корректировка гигантских изображений. Смельчаки на практике решили подтвердить свое предположение: из аналогичных обнаруженных археологами материалов был сооружен воздушный шар, на котором в 1975 г. Вудману и Нотту удалось подняться на высоту 90 м. Хотя шар рухнул, чуть не погубив воздухоплавателей, возможность подобных полетов древности была доказана.
А вот американец Ричард Муни предположил, что у индейцев наска было некое подобие дельтапланов. Од ним из доказательств этой гипотезы является обнаружение в Колумбии золотой модели самолетика с прекрасными аэродинамическим характеристиками.
Мария Райхе считала что огромные фигуры изготовлялись при помощи небольшого макета рисунка, который затем увеличивался до нужных размеров. Хотя гипотеза о гигантском календаре является наиболее убедительной, все же остается довольно много линий и фигур, которые в нее пока не укладываются. Математик Дж Хокинс, написавший книгу «Разгадка Стоунхэнджа», с помощью компьютера проанализировал рисунки пустыни Наска и пришел к выводу, что все совпадения с теми или иными направлениями на астрономические объекты вполне могут быть случайными. Однако Хокинс в своем исследовании не учел рельеф местности, поэтому его выводы нельзя считать опровержением гипотезы Косака и Райхе. Но чем же еще, кроме астрономического календаря, могут быть фигуры и линии Наски? Антрополог Йохан Рейнхард предположил, что часть линий, вероятно, связана с религиозными ритуалами вызывания дождя. А Энтони Авени в хаосе линий Наски удалось выделить солнцеподобные узоры, которые он назвал лучевыми центрами. Практически все из 62 выделенных им лучевых центров приходились на вершины холмов. По мнению Авени, это своеобразные тропы на вершины, где проводились ритуалы, так или иначе связанные с водой.
Автором самой «свежей» гипотезы, посвященной разгадке рисунков Наски, является Давид Джонсон из США, ранее работавший преподавателем. Занимаясь в Наске поисками воды с помощью биолокации, он заметил странную закономерность: линии индейцев наска точно соответствовали расположению водоносных разломов на поверхности пустыни. По мнению Джонсона, рисунки Наски являются гигантской картой распространения подземных вод. Сейчас эту гипотезу проверяет Стив Маби, гидрогеолог из университета в Массачусетсе (США). Он уже нашел ряд подтверждений идеи Джонсона.
Скорее всего, рисунки Наски так или иначе связаны именно с водой и сельскохозяйственной деятельностью индейцев. Здесь есть и календарь, и тропы для ритуалов, и карта подземных вод. Все вместе это и создает настоящую головоломку для исследователей, которые пытаются, каждый в отдельности, доказать именно свою гипотезу, а здесь необходим синтез ряда гипотез!
Понравилась статья ? Поделись с друзьями