Геликарнас — легендарный город, прославившийся своим величием, известный всему миру благодаря знаменитой гробнице персидского царя Мавсола, описание этого мавзолея оставил Римский историк Плиний Старший, причислив ее к одному из чудес света, о ней и пойдет речь в этой статье.
ГАЛИКАРНАС — СТОЛИЦА КАРИИ
Галикарнас как крупный приморский город и культурный центр был основан около XII века до нашей эры. В V веке до нашей эры он входил в Афинский морской союз.
Своего наивысшего расцвета город достиг в период правления царя Мавсола (середина IV века до нашей эры), когда Галикарнас стал столицей Анатолийской Карии (одна из областей Персии, владевшей рядом островов в Эгейском море). Воинственные греческие племена основали на побережье Эгейского моря одну из своих колоний, но в дальнейшем попали под владычество персов. Персидские цари назначали правителями удаленных земель своих вассалов, именуемых сатрапами. Таким правителем был сначала и Мавсол, ставший царем Персии в 377 году до нашей эры (он царствовал с 377 по 353 год до нашей эры).
О внешности Мавсола можно судить по чудом сохранившейся скульптуре, которую изваял из желтого греческого мрамора в 350 году до нашей эры выдающийся скульптор своего времени Скопас. На скульптуре мы видим несколько одутловатое, но волевое и мужественное лицо царя, не имевшее, впрочем, следов надменности или злобы. Мавсол на протяжении всех лет своего правления вел независимую политику и даже внедрил на своей территории демократические греческие законы. Галикарнас располагал несколькими святилищами, из которых самым значительным был храм в честь бога войны Ареса. Его украшала колоссальная статуя из мрамора и позолоченного дерева. Над этим изваянием много лет трудился талантливый скульптор Леохар.
Великолепен был и храм богини любви Афродиты. Перед святыней бил фонтан Салмакина, вода которого почиталась волшебной. Мавзолей Мавсола, построенный вблизи моря, затмевал многие другие выдающиеся постройки Карии. Его фасад и внутренние помещения были облицованы мраморами разных цветовых оттенков, другими высокоценными горными породами, а также золотом.
БЕСЦЕННАЯ ГРОБНИЦА
Туристы, прибывающие сегодня морем в небольшой турецкий город Бодрум (в прошлом здесь был Галикарнас), сразу очаровываются красотой этого места и его прекрасной бухтой, окруженной отрогами гор, в долинах которых выращивают цитрусовые и виноград. А 2500 лет назад перед путниками, прибывающими сюда морем, открывалась совсем иная картина. Уже за много миль от побережья с борта корабля было видно огромное белое здание, вознесшееся ввысь. Его грандиозность (высота 45 метров!) подчеркивалась холмом, на котором оно было построено. По мере приближения корабля к берегу эта постройка обретала строгие пропорции, поражая наблюдателя роскошной колоннадой и высокой ступенчатой кровлей. А на самом ее верху навстречу облакам «неслась» квадрига (четверная упряжка лошадей), управляемая человеком, одетым в белые одежды. Это был один из греческих богов — Аполлон.
Мавзолей возвели после смерти Мавсола по распоряжению его жены Артемиссии, безумно любившей своего мужа. Вдова пожелала увековечить его имя и для этого решила построить такую гробницу, каких никогда раньше не было.
Артемиссия хотела, чтобы гробница походила на египетские пирамиды и в то же время отличалась от них более яркой художественной выразительностью. Этого удалось достигнуть, придав мавзолею ступенчатый вид и украсив его скульптурой и рельефами.
Плиний Старший, видевший мавзолей, писал о нем: «Светлое, как перламутр, здание, включая и венчающую его колесницу, достигало 45 метров высоты. Его нижняя часть словно вырастала из холма, на котором оно покоилось. Длина здания 38 метров, а ширина 32 метра. Подиум имел высоту 15-18 метров, а сам мавзолей — 8 метров, скульптура с колесницей имела высоту 5-8 метров».
Суживаясь кверху, мавзолей состоит как бы из четырех усеченных пирамид, поставленных друг на друга. Каждая из ее стен-граней украшена фризом — поясом, на котором скульптор вырубил в мраморе барельефы на мифологические темы.
К лучшим из лучших в мире относят барельеф, на котором изображена битва греков во главе с Гераклом с амазонками. Третья, верхняя, часть мавзолея украшена 36 ионическими колоннами, между которыми расположены скульптуры с изображением выдающихся лиц той эпохи (цари, их жены, полководцы, мыслители). Проработка во всех деталях не только лиц, но и фигур, включая одежды, изумительная. Не случайно скульптуру Мавсола и Артемиссии ценители считают лучшим из того, что создавалось ваятелями в ту далекую эпоху.
СУДЬБА УНИКАЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ
После смерти тело царя Мавсола было сожжено, а его прах лишь недолгое время хранился в мавзолее. Обезумевшая от горя Артемиссия приказала смешать прах мужа с благовониями и пила это зелье.Возможно, это и привело ее к безвременной кончине.
Судьба уникальной постройки печальна. Устояв на протяжении нескольких веков, мавзолей сначала лишился хранящихся там сокровищ. Воры и пираты разграбили его еще до начала нового летосчисления. Сильное землетрясение в первом веке новой эры разрушило Галикарнас. Крестоносцы в 1400-х годах использовали блоки мавзолея и даже скульптуру и барельефы (!) для строительства заурядной крепости. Вот там-то археологи и обнаружили в начале XIX века остатки мавзолея.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями