Способность человека левитировать, то есть летать без помощи технических средств, излюбленная тема авторов мистических произведений, фантастов, да и просто сказочников. Но, как говорится, нет дыма без огня…
Английского философа Джозефа Гленвиля ни фантазером, ни мистиком не назовешь. Так вот, в своей книге “Побежденное садцукейство, или Полное и наглядное доказательство существования привидений, духов и чародейства” (1681 г.) он рассказывает о своем современнике, который умел летать. Звали его Иосиф Купертинский (1603-1663 гг.), и был он монахом. Удивительная способность Купертинского внезапно отрываться от земли и парить над нею, перемещаясь в разных направлениях, проявлялась целых 35 лет с 1628 года, когда он был принят во францисканский орден и стал священником, и вплоть до кончины. Взлетал будущий святой как в храме во время богослужения, так и на открытом воздухе. Высота полета составляла от 10 сантиметров до 70 метров. При этом он мог оставаться в воздухе десятки минут.
С восьмилетнего возраста Иосиф (тогда еще Джузеппе Деза) страдал от припадков и конвульсий. В школе он часто застывал в неподвижности с широко открытым ртом, устремив взгляд в небеса. Уже тогда ему было знакомо состояние религиозного экстаза, он проявлял необычный для его возраста аскетизм. Из-за этого многие считали его умалишенным.
В семнадцать лет Иосиф решил полностью посвятить себя религии и стал послушником в монастыре капуцинов. Но его странное поведение и приступы упоминавшейся болезни вскоре заставили монахов изгнать юношу из своей среды.
Однако он не отказался от своего призвания служить Богу и был-таки возведен в сан священника францисканского ордена. Помогла ему в этом случайность. Первые из экзаменовавшихся произвели на епископа из “приемной комиссии’’ такое блестящее впечатление глубиной своих знаний, что он решил допустить без экзамена к принятию сана всех остальных кандидатов. Среди них был и Иосиф, который едва умел читать. Способность к левитации проявилась у него вскоре после рукоположения. К тому времени его аскетизм перерос чуть ли не в фанатизм. Он беспрестанно бичевал себя, забрызгивая стены кельи кровью. А иногда наносил повреждения и другим. Дошло до того, что ему запретили участвовать в богослужениях, петь в хоре и обедать вместе с другими. Тогда же он впервые привлек внимание инквизиции. Правда, пока лишь своим эксцентричным поведением.
К “работе” его все-таки допустили — в конце концов, священник должен оправдывать свое предназначение. И это совпало с началом левитации. После своей первой службы, которую он провел вполне нормально, Иосиф отошел в угол церкви и начал молиться. Внезапно он поднялся в воздух и, пронзительно крича, полетел к алтарю, где и опустился среди зажженных свечей. Один из монахов запаниковал, опасаясь, что Иосиф обожжется. Но тот как ни в чем не бывало раз за разом взлетал с алтаря и вновь садился на него, не потушив ни одной свечи, не опрокинув цветов и подсвечников и, конечно, не обжегшись. В тот день Иосифу удалось взлететь на высоту около двенадцати метров.
И все же самые необычные полеты будущего святого случались вне стен храма, на открытом воздухе, при ярком свете дня и сотнях очевидцев. Он внезапно воспарял над головами собравшихся и свободно летал. Когда Иосиф опускался на кроны деревьев, очевидцы удивлялись тому, что тонкие ветви выдерживают вес солидного мужчины. Однажды он взлетел на вершину высокой оливы, где целых полчаса восседал в молитвенной позе на тонюсенькой веточке. Тогда-то и выяснилось, что левитирует он в состоянии экстаза. Если до этого он в трансе летал и в трансе же приземлялся, после чего приходил в себя, то на этот раз вышел из состояния экстаза прямо на дереве и спуститься на землю смог лишь по лестнице.
А вот еще примеры из книги Гленвиля.
Когда строители водружали на купол храма тяжелый крест, они в какой-то момент не сумели справиться с его весом, и крест заметно покосился. Тогда Иосиф, как супермен из од-ноименного фильма, с пронзительным криком взлетел к ним на помощь и легко выправил крест одной рукой. На этот раз он поднялся на высоту свыше 70 метров.
Случалось, Иосиф поднимал в воздух и других. Однажды, взлетев, он уже в полете подхватил своего коллегу священника и по спирали поднялся с ним высоко вверх. А как-то раз к нему привели дворянина с просьбой исцелить того от умопомешательства. Схватив несчастного за волосы, Иосиф взмыл над землей вместе с пациентом, который, по свидетельству родственников, выздоровел сразу после приземления.
Его полетам всегда предшествовали крики, визги, вопли, свидетельствовавшие о впадении в экстаз. Это, естественно, нарушало торжественную процедуру богослужения. Но в ответ на упреки левитант отвечал, что ружье тоже гремит, когда стреляет. Кроме всего прочего, Иосиф Купертинский был ясновидящим, замечал призраки и легко читал мысли на исповедях, особенно нечестивые. К концу жизни крайний аскетизм Иосифа дал о себе знать. Его здоровье внезапно резко ухудшилось. Хирург Франческо Пьерпаоли, призванный облегчить последние дни земной жизни Иосифа, стал свидетелем и его последней левитации, когда больной воспарил над креслом в кабинете врача.
В 1753 году Иосиф после долгих пересудов был причислен к лику святых. Причем противником его канонизации, как ни удивительно, была не инквизиция (та, наоборот, отмела все обвинения против него в обмане и сотрудничестве с Сатаной), а церковные иерархи. Одна из причин, сломивших упорное сопротивление хранителей чистоты католицизма, лежала в области церковной политики: среди принявших католическую веру было немало пораженных чудом левитации. В католическом мире Иосиф Купертинский по сей день остается одним из самых почитаемых святых. Описывая все это, Гленвиль заранее предвидел сомнения современников, не видевших Иосифа в полете, и уж тем более представителей поздних поколений. К ним-то и адресовано его изречение: “Эти из ряда вон выходящие события действительно происходят, и не все они — обман или самообман. А то, что достаточно твердо доказано, не должно быть отрицаемо только потому, что мы не знаем, как это происходит».
Понравилась статья ? Поделись с друзьями