Обычай устраивать гладиаторские бои римляне переняли от этрусков — племени, жившего на территории нынешней Италии еще до возвышения Рима. Для этрусков это была форма жертвоприношения в честь умершего. Точно так же и римляне сделали такие бои погребальным обрядом.
Известно, что один из первых гладиаторских боев состоялся в Риме 2280 лет назад по случаю смерти сенатора Децима Перы. Родственники покойного устроили сражение между тремя парами гладиаторов на глазах лишь близких и друзей умершего.
Название же участников кровавой схватки , произошло от названия римского меча которым сражались гладиаторы «гладиус» — меч.
Хлеба и зрелищ
Погребальный обряд — сражения гладиаторов — все больше и больше превращался в зрелище, в кровавую утеху, которую жаждали все — от императора до последнего нищего. Число гладиаторов, идущих на смерть, неуклонно росло. Когда в 183 году до нашей эры умер верховный жрец Публий Красе, был устроен бой между двумя сотнями гладиаторов!
Это было время, когда Риму угрожало вторжение варваров. Люди пребывали в страхе. Правители решили поднять дух народа гладиаторскими боями. С тех пор гладиаторские сражения навсегда утратили религиозный смысл. Они стали привычным зрелищем, без которого римляне уже не представляли свою жизнь.
Вначале бои гладиаторов проводились на городских площадях, на рынках. Затем начали строить временные трибуны, откуда смотреть бои было удобнее. Правда, случалось, что ненадежные, наспех сколоченные трибуны обваливались от тяжести многочисленных зрителей. Однажды в городе Фидена под рухнувшими трибунами погибли и покалечились около 50 тысяч человек! Пришло время строить прочные каменные сооружения — амфитеатры. Они напоминали современные стадионы с овальной ареной в центре.
Чудо Рима
Первый амфитеатр был построен в 80 году до нашей эры в знаменитых Помпеях. На скамьях, окружавших его арену, могли разместиться около 20 тысяч зрителей. В случае дождя над зрительскими местами быстро натягивались тенты. Самым же величественным по праву считался римский амфитеатр Колизей. Он и поныне признается грандиозным архитектурным сооружением. Поражают не только его колоссальные размеры, но и гениально задуманная хитроумная система проходов.
Четырехэтажный амфитеатр-гигант имел длину почти 190 метров, ширину более 150 и высоту около 60 метров. Итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли в своем знаменитом романе «Спартак» так описывает амфитеатр Колизей перед началом гладиаторских боев: «Трудно представить величавую панораму огромного цирка, заполненного более чем ста тысячам зрителей обоего пола, разного возраста и положения. Шум массы народа, мощный, как гул вулкана, мелькание голов и рук, похожее на яростное и грозное волнение моря во время бури, были лишь деталями великолепной, ни с чем не сравнимой картины, которую представлял Большой амфитеатр в этот момент».
Школы гладиаторов
Потребность в гладиаторах была огромной. В них превращали прежде всего рабов и военнопленных. Особенно высоко ценились последние, поскольку они уже хорошо владели оружием. На арену также попадали преступники, осужденные за дезертирство, измену или убийство.
Но среди гладиаторов, как это ни покажется странным, были и вольнонаемные, свободные римские граждане, в том числе из состоятельных семей. Ими двигали жажда опасных приключений, риск и азарт. Вольнонаемные имели право жить дома, но обязывались вовремя являться на «службу». Многие из них являлись семейными людьми, имели детей. Мало известно, что среди гладиаторов были и женщины, которые тоже сражались и умирали на аренах амфитеатров. По отваге, мастерству, ловкости они иногда даже превосходили мужчин.
Гладиаторов обучали в особых школах. Владельцы таких школ закупали пленных во время частых войн или рабов на невольничьих рынках, обучали их владеть оружием и боевым приемам, а затем продавали устроителям гладиаторских боев.
Позже появились и государственные гладиаторские школы. Особенно славилась «Большая школа», построенная в Риме. За год здесь успевали обучить до двух тысяч гладиаторов. Школу обслуживали, кроме учителей боевого дела, повара, лекари, массажисты, надсмотрщики, охранники, оружейники, могильщики и так далее.
Смерть на арене
Жизнь гладиаторов была суровой. За малейшее неповиновение их ждали наказания плетьми, кандалы, прижигание каленым железом, а то и страшная тюрьма.
Римляне, наслаждаясь боями на аренах амфитеатров, с презрением относились к гладиаторам. Погибших гладиаторов хоронили в общих могилах. Лишь некоторые из них по настоянию и на деньги родственников удостаивались чести быть погребенными отдельно. Тем не менее эти люди, бесстрашно шедшие на смерть, не могли не вызывать восхищения. Выражение «Умер, как гладиатор» означало у римлян высшую похвалу.
О том, что состоятся гладиаторские бои, сообщали объявления на стенах домов, афиши, крики глашатаев. В назначенный день к амфитеатру стекались тысячные толпы. Зрители, радостно возбужденные, беззаботно переговариваясь, занимали места в амфитеатре в давно заведенном порядке: первые ряды — богатые и знатные люди, места повыше — рядовые римляне, верхние — женщины.
Представление начиналось торжественным парадом всех его участников. Зрители громкими рукоплесканиями приветствовали гладиаторов, одетых для парада в великолепные доспехи.
Гладиаторы делились на шесть главных типов: самнитов, гопломахов, секуторов, мирмиллонов, фракийцев и ретиариев. Каждый тип имел свое снаряжение и оружие. Например, гопломахи носили красивый шлем с забралом, металлическую поножу, покрывавшую правую ногу, имели короткий меч и прямоугольный щит. Мирмиллоны сражались босиком, в шлеме, имели прямой меч и большой овальный щит. Тело ретиариев защищали лишь наручные латы и наплечники. Вооружение их состояло из сети, которую следовало набросить на противника, трезубца, похожего на вилы, и длинного кинжала.
Были еще гладиаторы-андабаты, сражавшиеся вслепую, эквиты — конные гладиаторы, эсседарии на боевых колесницах, сигиттарии с луками и другие типы.
Удар милосердия
Упав, тяжело раненный гладиатор отбрасывал оружие в сторону и подымал руку с выставленным пальцем. Это означало признание своего сражения. Тогда арбитр обращался к зрителям, и те решали судьбу поверженного. Если большинство поднимало руку пальцем вверх, гладиатору даровалась жизнь. В противном случае победитель старался добить его.
Подходил особый служитель в черном одеянии, и, если гладиатор еще проявлял признаки жизни, наносил последний удар, так называемый «удар милосердия», прерывая муки несчастного.
Убитого уносили с арены, а победитель получал приз в виде пальмовой ветви, а также денежное вознаграждение. Под звуки оркестра служители разравнивали на арене песок, засыпали следы крови, и на смертный бой выходили другие гладиаторы.
Существовал обычай: после побед во многих боях (десяти, двадцати) гладиатора отпускали на свободу. Можно подумать, что, оказавшись на воле, такой гладиатор был на седьмом небе от счастья. Но удивительна человеческая психика!
Некоторые из отпущенных снова возвращались на арену. Так, например, известно, что гладиатор по имени Фламма четырежды получал свободу и каждый раз опять подписывал новый контракт. Жизнь свою он закончил на арене в возрасте тридцати лет после 37 победных боев.
Подвиг монаха
С годами гладиаторские бои превратились в кровавые оргии. Император Клавдий в честь своих военных побед повелел инсценировать штурм и разграбление города. На этом кровавом «спектакле» сражались и погибли тысячи гладиаторов. Император Тит отличился еще больше. По случаю окончания строительства Колизея он устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 100 дней!
Но рекорд установил император Траян. В сражениях, устроенных им и длившихся 123 дня, участвовало около 10 тысяч гладиаторов! Извращенное сознание требовало все новых и новых, еще более жестоких зрелищ. Рассказывали, что император Клавдий приказывал перерезать горло раненым гладиаторам прямо перед его трибуной и любовался агонией умирающих.
Закат гладиаторских боев начался после появления христианства. Христианская вера постепенно подтачивала устои римской морали. В 357 году нашей эры император Константин II запретил римским солдатам наниматься в гладиаторы, а 42 года спустя другой император, Гонорий, своим указом закрыл оставшиеся гладиаторские школы.
Но можно сказать, что остановил кровавые зрелища христианский монах Телемах. Произошло это 1602 года назад. Во время одного из гладиаторских сражений он выскочил на арену и встал между сражающимися. Зрелище было испорчено. Возмущенные зрители набросились на монаха и растерзали его. Узнав о произошедшем, уже упомянутый император Гонорий окончательно запретил кровавые «представления».
Понравилась статья ? Поделись с друзьями