Считается что гибель Помпеи одна из наиболее известных трагедий в истории человечества. Произошла эта катастрофа в 79г в Италии, в результате извержения вулкана Везувий древнеримский город Помпеи, был погребен под многометровым слоем пепла.
В XVI веке итальянский архитектор Доминико Фонтана (он построил Библиотеку Ватикана и много других знаменитых зданий в Риме) обнаружил в двадцати трех километрах к юго-востоку от Неаполя руины древнеримского города Помпеи, разрушенного извержением вулкана Везувий 24 августа 79 года. Интерес к находкам Фонтаны был большой, в 1748 году начались раскопки города Помпеи, которые продолжаются и поныне.
Наконец-то Европа могла удовлетворить свое любопытство. Многометровый покров из застывшей лавы Везувия на протяжении более шестнадцати столетий бережно хранил здания и предметы быта от дождей, ветра, колебаний температуры, а также от грабежей и вандализма. Появилась неожиданная возможность увидеть, в каких домах жили подданные великой империи.
Кроме сотен жилых домов, построенных в течение четырех веков, хорошо сохранились форумы, храмы, театры, бани, школы, крытый рынок, лавки, трактиры. Художники и архитекторы внимательно изучали фрески, мозаики, сады с затейливыми фонтанами, бронзовыми и мраморными статуями. В интерьере покоев французской королевы Марии Антуанетты в Фонтенбло использовались мотивы; позаимствованные у мастеров древнего города. Несчастная королева не знала о том, что таят в себе украшения и настенные изображения, обнаруженные в Помпеях. Вряд ли орнаменты, перенесенные из Помпей в апартаменты французской королевы, стали причиной ее казни. Речь не об этом. Возникает вопрос: случайно ли мода на древнеримское искусство совпала с правлением Людовика XVI?
Хочется понять, почему взбалмошную Марию Антуанетту привлекали находки, сделанные на месте гибели Помпей. Поразительна страсть к порядку, с которой строился этот греко-римский город. Простая строгая архитектура. Длинные прямые улицы, трудно различимые площади, продовольственные лавки и водоемы. Совершенно одинаковые аккуратные дома и дворы с небольшими деревьями. А в домах очень похожие друг на друга маленькие комнатки: столовые, спаленки. Обитатели Помпей ценили домашний уют. Без сомнения, здесь царила тихая, размеренная, возможно, даже суровая жизнь. Однако молитвы, которые добропорядочные граждане возносили в святилище Капитолийской триады — Юпитера, Юноны и Минервы, в храмах Аполлона, Венеры Помпейской (она считалась покровительницей города), Зевса и Изиды, не спасли город. К югу от его центра располагался храм Веспасиана. Он тоже не принес счастья городу. Археологи, производившие раскопки, вскоре после начала работ столкнулись с загадкой.
Во многих домах на стенах были изображены сцены из греческих мифов: кентавры и сатиры, Ахилл и Патрокл, Персей и Андромеда. Но поистине неумеренную страсть жители Помпей проявляли к изображениям амуров. Вот девочка показывает гнездо амуров своим любопытным друзьям и подругам. Вот восседающий на крабе амур забрасывает удочку. Эротические картины находили повсюду. Удивление вызывало обилие фаллосов.Появлялось все больше оснований предполагать, что жители Помпей мечтали вовсе не о спокойной семейной жизни. Горожане не только не скрывали своих желаний, но старались выразить их как можно более красноречиво. В доме пекаря над печью рядом с красным каменным фаллосом можно было прочесть такие слова: “Здесь обитает блаженство”.
С доисторических времен фаллосам поклонялись по всему миру. Это символ производительных сил природы и плодородия. И талисман, защищающий от всех видов порчи и колдовства и любых несчастий. Найдено очень много амулетов-фаллосов из бронзы, золота, серебра, драгоценных камней, кораллов, янтаря, слоновой кости, дерева, терракоты, мрамора. Считалось, что фаллос может оградить от нечистой силы не только отдельных людей и их имущество, но и целый город. Есть все основания полагать, что в фаллосах, обнаруженных в Помпеях, не было ни малейшего намека на эротические наслаждения. Речь шла лишь о защите от сглаза, порчи и всякого колдовства. Именно с этой целью жители итальянских и греческих городов помещали на стенах своих домов фаллосы, а рядом писали: “Это место — счастливое”. Люди не сомневались: там, где есть фаллос, беды не будет.
Теперь все встает на свои места. Граждане Помпей жили в одинаковых домах, в одинаковой обстановке. У них были похожие привычки. Они применяли одинаковые приемы в борьбе с нечистой силой. Вполне естественно, что и амулеты они использовали одни и те же. Остается ответить на вопросы: против чего были направлены эти амулеты и почему в них возникла такая сильная потребность?
На знаменитой картине Карла Брюллова “Последний день Помпеи’’ показаны люди, растерянно вглядывающиеся в небо. Они не ждали, что на их головы обрушатся огненные потоки. Все будто бы произошло внезапно. Это эффектно, но мало напоминает историческую действительность.
Конечно, если бы жители Помпей имели хоть малейшие подозрения на счет того, какая страшная беда им грозит, они наверняка не стали бы медлить и переселились бы в более безопасные места. Они строили загородные дачи на склонах Везувия, так как верили, что “горючий материал’’ в кратерах полностью исчерпан, и вулкан заснул навечно.Между тем нельзя сказать, что население города оказалось застигнутым врасплох. Предостережение, на которое не обратили должного внимания, было дано еще в 62 году. Тогда город серьезно пострадал от мощного землетрясения. Земля по каким-то неизвестным нам причинам больше не хотела терпеть Помпей. Окончательно решена была участь города, но не его жителей. В их распоряжении было вполне достаточно времени, чтобы каждый мог позаботиться о своей судьбе.
Обитатели Помпей не сумели вовремя расшифровать предзнаменование. Они ощущали беспокойство, но не знали, что именно им грозит. Как защищаться от беды, когда не имеешь ни малейшего понятия о том, с какой стороны и в каком виде она придет? Конечно, с помощью амулета. Самым универсальным амулетом, известным жителям Помпей, был фаллос. Стоит ли удивляться тому, что каждый хотел иметь его в своем доме?
Понравилась статья ? Поделись с друзьями