Знаменитый писатель Александр Беляев, работая над романом “Человек-амфибия”, скорее всего, считал, что пишет чистую фантастику. Однако последние данные науки свидетельствуют о том, что ихтиандры действительно существуют. Только, похоже, им самим это не в радость.
ВЕСТИ ИЗ XVII ВЕКА
В 1672 году испанцу Франциско дела Вега Касару исполнилось шестнадцать лет. И в день своего рождения он уехал из’своей деревушки в бискайский город Лас-Аренас осваивать мастерство плотника. Два года он учился искусству владения пилой и топором. Но это днями, а по вечерам шел на реку, впадающую в океан.
Прошло два года, и в День святого Иоанна Франциско с друзьями отправился на пикник. Расположились ребята на берегу реки. Разогревшись вином, Франциско решил сплавать вниз по течению, к морю, волны которого были видны с места их бивака. Сказано — сделано. Только вот из своего заплыва он что-то долго не возвращался. Правда, его товарищей это поначалу не беспокоило — ведь они знали, что он — великолепный пловец. Но когда сгустились сумерки, все пришли к печальному выводу, что их друг утонул. О происшествии сообщили братьям Франциско, которые потом несколько дней бродили по берегу, чтобы найти хотя бы тело погибшего родственника. Но все было без толку, и они решили, что океан навсегда поглотил молодого человека. Постепенно о нем стали забывать.
Прошло пять лет. В феврале 1679 года рыбаки, занимавшиеся ловом в бухте Кадиса, в какой-то момент были напуганы — из глубин к ним поднималось странное существо. Они тут же вытянули сети и быстро погребли к берегу. Результатом этого инцидента стало то, что по тавернам и рынкам побережья по шли слухи о морском чудовище, обитающем в местных водах. Говорили о морском дьяволе, об ожившем утопленнике, о каре божьей… Слухи множились и обрастали самыми фантастическими подробностями, какие только могли придумать малограмотные рыбаки и рыночные торговцы тех времен.
Естественно, нашлись и энтузиасты, пожелавшие изловить чудовище. Трое молодых людей из рыболовных сетей изготовили хитроумную ловушку, положили в. нее приманку из мяса и хлеба и забросили в море. Наутро вытянули сеть и увидели, что приманка исчезла, но дьявол не попался. Сделали еще несколько попыток, но теперь уже оставляли у ловушки дежурного. И эти сменявшиеся часовые видели, как какое-то крупное существо извлекает из сетей приманку, съедает ее, а затем быстро уплывает. Наконец его все же поймали. Почти все жители Кадиса сбежались на берег, чтобы посмотреть на диковинную добычу.
Но никакого чуда иди дива люди не увидели. Оказалось, что охотники за чудовищами изловили рослого юношу с бледной кожей и рыжими волосами. От обычных людей он отличался тем, что по его телу проходили две полосы чешуи: одна — от подбородка до лобка, а другая — вдоль позвоночника. Да еще и пальцы на руках соединялись тонкой пленкой, из-за чего руки напоминали лягушачьи лапы. Существо рвалось обратно в воду, и потребовалась дю- ,жина портовых амбалов, чтобы удержать его.
Встал вопрос, куда девать пойманного. Посовещавшись, его отдали в монастырь францисканцев. Но там ему покоя не дала святая инквизиция. Глава ее местного управления Доминго дела Кантолья взялся за изгнание бесов из юноши и допрашивал его. Из бессбязного мычания пленника удалось разобрать лишь слово “Лиенгарес”. Выяснилось, что такое название носит небольшая деревушка, расположенная за сотни километров от Кадиса.
Как известно, инквизиция привыкла доводить дело до конца, до костра то есть. Но этому пленнику повезло. Посланный в Лиенгарес гонец установил, что именно там проживал пропавший пять лет назад Франциско дела Вега Касар. По описанию селян он был похож на добычу кадисских рыбаков. Для окончательного установления истины решили показать родственникам пойманного человека. И когда водного человека доставили в село, мать Франциско сразу узнала его. Но сам он не выражал никакой радости. Обошел двор и забился в темный угол, не отвечая ни на какие вопросы.
Франциско прожил в родном доме девять лет. И за все это время он почти не произнес ни слова. Он целыми днями лежал ничком на земле или молча ходил по двору, что-то мыча. Из этих невразумительных звуков иногда выделялись слова “хлеб” и “табак”. Одет он был постоянно в лохмотья, которые надели на него в самом начале, а от новой одежды отмахивался. А сырую рыбу и мясо мог поедать постоянно.
Однажды он встрепенулся, услышав чей-то крик, и побежал прямиком к побережью. Легко раскидав нескольких односельчан, пытавшихся преградить ему путь, он нырнул в воду, и больше его никто не видел.
АНАЛИТИКИ ПРОТИВ СКЕПТИКОВ
Очень многие ученые сегодня заявляют, что все рассказы о феномене Франциско дела Вега Касара являются чистой воды фольклором, и ничего из того, что в них содержится, в реальности не происходило и происходить не могло. Испанский профессор медицины Сер-хио Родриг’ес, напротив, уверен, что легенда о человеке-рыбе имеет под собой прочную реальную основу. И он подтверждает свою
уверенность свидетельствами современников Касара, церковными метрическими книгами и другими архивными документами. К таким документам относится и написанный в XVII веке испанским ученым Бенито Херонимо Фейху энциклопедический труд “Театр
универсальной критики”, в котором человеку-рыбе из Кадиса посвящена целая глава. А глава эта написана не просто с чужих слов. Фейху скрупулезно собрал всю доступную информацию о Касаре. А это были письменные свидетельства ученых, образованных дворян и священников, которые видели Франциско собственными глазами.
По свидетельствам современников, сам Фейху был закоренелым скептиком и противником россказней шарлатанов о всевозможных чудесах. Тем не менее то, что говорилось о местном ихтиандре, он считал правдой и признавал, что это вполне реальный, несмотря на необычность, случай приспособления человека к непривычной для него среде обитания. Тем более что свидетельства о феномене исходили от образованных и не склонных к мистификациям людей.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
В середине 30-х годов XX века доктор Грегорио Марань- он опубликовал в газете “Кампио-16” статью, в которой изложил свою точку зрения на феномен Касара. Он предположил, что Франциско страдал разновидностью кретинизма, наблюдающейся при специфическом расстройстве функции щитовидной железы. Кстати, такие расстройства весьма распространены среди жителей той местности по сей день. Правда, такая патология необязательно приводит к тому, что человек становится амфибией.
Признаки этой болезни таковы. Одутловатое лицо с седловидным носом, широко расставленные глаза, низкий лоб и непропорциональное тело на коротких кривых и толстых ногах. Болезнь эту, как правило, провоцирует недостаток йода в пище. Этому особенно подвержены жители горных районов, в каком родился и рос Франциско, пока его семья не перебралась поближе к морю. А люди, страдающие гиперфункцией щитовидной железы, зачастую становятся отличными ныряльщиками.
Кроме того, эти больные резко отстают в развитии от своих сверстников. Они медлительны и сонливы, а их речь невнятна, лексикон беден и примитивен. Их трудно приучить даже к элементарной гигиене, не говоря уже о соблюдении распорядка дня. А Франциско как раз и ходил все время в лохмотьях и почти не умел говорить.
Упоминавшийся доктор Серхио Родригес пришел к выводу, что помимо нарушений функции щитовидной железы Франциско страдал особым кожным заболеванием, которое называется ихтиозом. При этой патологии кожа лица, шеи и тела покрывается толстыми коричневыми чешуйками. Именно это сочетание болезней дало односельчанам Касара повод назвать несчастного молодого парня че- ловеком-рыбой (“ихтио” в переводе с греческого означает “рыба”).
Ихтиоз относится к заболеваниям, которые плохо поддаются лечению. Простое удаление чешуи может привести к инфицированию и появлению гнойных осложнений. Поэтому в терапии этого заболевания сегодня применяются гормоны, большие дозы витаминов, препараты железа и мышьяка. Кроме того, этим больным показаны морские купания, солнечные ванны, а также различные жирные кремы с добавлением витамина А, свиного жира и мочевины.
А поскольку ихтиоз зачастую имеет наследственную природу, медикам приходится исследовать генеалогическое древо пациента для диагностирования врожденных случаев рыбьей болезни.
Итак, доктор, Серхио Родригес, можно сказать, сказку сделал былью. Ведь он научно доказал, что рассказы о чудесах, связанных с Франциско дела Вега Касаром, имеют под собой реальную почву, а не являются порождением народного фольклора.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями