27 сентября Русская Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
По мере того как вера во Христа распространялась по всему древнему миру, римские императоры- язычники пытались уничтожить воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (306 — 337), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия. Когда в 323 году Константин сделался единодержавным правителем огромной Римской империи, он распространил действие эдикта на все подчиненные земли.
Во время войн с врагами император Константин видел на небе Божие знамение Крест с надписью «Сим побеждай» Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала всех жителей, но долгое время — безуспешно. Наконец, ей показали одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт на месте капища Венеры. Языческий храм разрушили и, совершив молитву, начали копать землю.
Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. С целью узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил! Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Неисчислимое множество христиан пришло поклониться Святому Кресту. Они просили святителя Макария поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, созерцать его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина при осенении ее Святым Крестом сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен в епископа Иерусалимского. Он принял мученическую смерть за Господа в царствование Юлиана Отступника (361 — 363).
Святая царица Елена основала более 80 храмов на местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Храмы были воздвигнуты в Вифлееме, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел построить в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет.
Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм освятили 26 сентября 335 года. На следующий день, 27 сентября, установили празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, его возвращение из Персии после 14- летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 — 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию. Лишь при императоре Ираклии (610 — 641), с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена святыня. С великим торжеством Животворящий Крест внесли в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире лично понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария.
У ворот, через которые восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не смог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Божий Ангел, ибо тот, кто нес на Голгофу Крест для искупления грехов мира, совершил свой Крестный путь униженным. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм!
Понравилась статья ? Поделись с друзьями