Взрыв американского челнока “Колумбия” и гибель семерых астронавтов, сгоревших в пламени, заставили задуматься: зачем человеку космос, стоит ли осваивать космос такой ценой? Может, мы не имеем права рисковать жизнью людей? И все же, зачем человеку космос и кто должен летать в космос — человек или робот?
Зачем человеку космос
Отправка в космос роботов — дело, конечно, не столь эффектное и престижное зато безопасное для человека. А за спиной робота, надо признать, уже длинный перечень достижений. Особенно если сравнивать с тем, что сумел сделать его конкурент из плоти и крови. Роботы копались в грунте на Марсе, проникали в атмосферу Юпитера, знакомились с лунами Нептуна, вгрызались в рыхлую плоть астероидов и даже пытались выходить за пределы Солнечной системы. А человек? .Чего добился человек? Только и знает, что ходить по кругу. И притом на самом близком расстоянии от родной планеты. Была, конечно, светлая полоса — полеты к Луне и даже прилунение. Но, во-первых, это было так давно! А во-вторых, преодоленная тогда дистанция — около 385 тысяч километров — так и осталась рекордной. В основном же человек выходит на околоземные орбиты, и крутится поблизости — на расстоянии 600-700 км от собственного дома. Да и то если успешно оторвется от шарика. Но и оторвавшись, не всегда возвращается.
Иное дело — робот. Багажа ему требуется минимум, отсюда и несоизмеримо низкая стоимость его полета. Давайте на минуту оставим свои амбиции, перестанем рассуждать об исключительных мыслительных способностях человеческого мозга и попытаемся понять зачем человеку космос. Средняя стоимость полета американского челнока в космос — 400 миллионов долларов. Даже 500 миллионов. А если хотите полную гарантию, то есть чтобы шаттл не взрывался при взлете или посадке, денег потребуется еще больше. Зато спутник выйдет на ту же орбиту за 20 миллионов. Даже на поверхность Марса посадить непилотируемый модуль стоит в два раза дешевле. А вот ориентировочная стоимость подобного рейса с людьми — примерно 50 миллиардов. Но это по минимуму. Реальная стоимость полета в космос может оказаться в десять раз выше, то есть порядка 500 миллиардов!
Теперь об опасностях. Для человека любой всплеск солнечной радиации может оказаться фатальным. Столкновение даже с крошечным обломком космического мусора, или так называемым микрометеоритом, может разрушить не только скафандр, но и корабль. Ведь даже малая былинка летит в космосе в 20 раз быстрее, нежели выпущенная из дула пуля.
Взлет и посадка — особый риск. И это со всей очевидностью показали трагедии с “Челленджером” в 1986 году и с “Колумбией” в 2003 г. Трудно оторваться от Земли, но не легче и вернуться. Одно мгновение — и все летит в тартарары. “Челленджер” тогда взорвался, едва успев взлететь, а уже через 2-3 минуты кабина с астронавтами рухнула в океан на скорости 230-290 км в час. Людям, правда, уже через неделю говорили, будто астронавтов (а их тоже было семеро) нашли. Но это была ложь. Их отыскали лишь через 40 дней. “Колумбия” взлетела, но… многие видели, что вскоре после этого кусок теплоизоляции размером с полметра и весом 1,2 кг оторвался от обшивки топливного бака и ударил снизу в левое крыло. А скорость шаттла в тот момент была уже около 2 тысяч миль в час! Может, тогда-то и включился так называемый эффект застежки “молния”, то есть керамические плитки посыпались с обшивки одна за другой? А их там 24 тысячи штук! Выдвигают и массу других версий — от террористического акта до удара молнии или нападения НЛО. Но в любом случае ничего ведь уже не изменишь.
Теперь о космических станциях. О нашей затопленной станции “Мир” говорить уже не будем — какой смысл сыпать соль на раны! С океанского дна ее в космос не вернешь. Американцам жуть как хотелось вытеснить нас оттуда, и они этого добились. Теперь их честолюбие должно быть удовлетворено. Мы остались так, сбоку припека. Но что-то не очень радуются и они! Почему? Потому, что привыкли считать денежки и выгоды. Что же можно сказать в этой связи о Международной космической станции (МКС)?
Уислей Уард, ведущий специалист НАСА по космической геологии, говорит, что на МКС, как на челноках, “выполняется масса пустяковых экспериментов, которым еще надо найти практическое применение”. Затевалось же все это как амбициозный проект с постоянно работающим на МКС экипажем из семи человек. Однако с самого начала проект идет через пень-колоду: бесконечные отсрочки, перерасход средств, невозможность выполнить намеченное. Нужно добавлять или усовершенствовать то одно, то другое. А доставлять туда грузы и людей можно лишь челноками, В итоге приходится говорить о стоимости где-то между 60 и 100 миллиардами долларов.
Пока что на борту МКС работакнpoe, но и у них возможность заниматься наукой весьма ограниченна — часов двадцать в неделю, не больше. Почему? А потому, что все остальное время уходит на то, чтобы поддерживать станцию в рабочем состоянии. И если учесть постоянную опасность, безумную стоимость и массу неудач, то, спрашивается, зачем человеку космос и зачем вообще посылать туда людей?
Понятно, что кто-то непременно возразит: ради науки. Что ж, на протяжении четырех десятилетий и мы, и американцы все время выступали за пилотируемые космические полеты. И мы, и они положили на это немало жизней, не говоря уж о проблемах со здоровьем у тех, кто все-таки вернулся живым. Мы пытались убеждать себя и других, что миллиарды долларов и рублей тратятся ради тех миллиардов людей, что следят за освоением космоса с Земли. НАСА скажет, что, не будь у нас космических исследований, до сих пор не были бы изобретены многие технические штучки. К примеру, беспроводной бур, или идеальные детекторы возгорания, или фильтры ионизированной воды, или умные сканеры. И если бы не разрабатывались новые виды металлов, пластмасс, тканей и иных материалов специально для космических челноков, то сегодня не было бы и замечательных клюшек для гольфа, и прекрасных костюмов для автогонщиков, и уникальной спортивной одежды. Что ж, может, и так, хотя тут явно есть некоторые преувеличения. Потому что все эти материалы разрабатывались отнюдь не в космосе, а на Земле. Даже и не строя ракеты, инженеры могли бы додуматься до создания, скажем, противопожарных сенсоров.
Многие, впрочем, утверждают, что самое ценное для науки дают сами космонавты (астронавты). Пройдя массу тестов и обследований до многомесячного полета, они затем отправляются в космос, сплошь увешанные и обклеенные сенсорными датчиками, которые сообщают ученым, как воздействует на человека состояние невесомости. И следовательно, со временем мы сможем понять, как с этим воздействием бороться , как ему противостоять.
И все же сами космонавты (да и семьи погибших в космосе) настаивают на том, что вопрос — человек или робот? — неправомерен. Нужен и тот, и другой. Просто мы должны научиться все делать тщательно. Ибо в большинстве случаев человек погибал по вине другого человека — того, кто строил корабль или обеспечивал полет. Вот, скажем, широко известный случай гибели экипажа “Аполлон-1”. Тогда, не взлетая с космодрома, во время наземной тренировки заживо сгорели трое. Почему? Кто- то что-то недосмотрел. Или, как считает сын погибшего тогда Вирджила Гриссома (а для американцев он был примерно тем же, кем для нас Юрий Гагарин), кто-то что-то подстроил: или соперники- астронавты, жаждавшие первыми вступить на Луну, или… советские агенты. А эта трагедия с челноком “Колумбия”… Ведь видели же, что корабль уже поизносился: более 20 лет в строю, с 1981 года, и в космос летал 28 раз.
Если все подготовлено как следует, полет проходит успешно. И тогда действительно нет цены человеческим рукам. И главное — человеческой сообразительности. Возьмите обслуживание космического телескопа “Хаббл”. Несколько раз летали к нему в космос челноки (в том числе та же “Колумбия” в 2002 году), и всякий раз астронавты выполняли на телескопе сложнейшие “хирургические операции”, улучшая его “зрение». А ведь еще лет 10 назад телескоп уже можно было считать космическим мусором. Ну скажите: разве могли бы сориентироваться в такой ситуации роботы? Когда-нибудь, может, они и научатся, но пока…
Впрочем, НАСА работает сейчас над моделью так называемого робонавта, и, конечно, он уже умеет многое. И все же в космосе робонавт должен дополнять, а не подменять человека, считают видные специалисты, среди которых, в частности, даже Крис Калберт, исследователь робототехники из космического центра в Хьюстоне (Техас). Ну а пока идут поиски крайнего, пока выясняются причины гибели корабля “Колумбия”, остальные челноки стоят и будут стоять на приколе. Под вопросом и судьба Международной космической станции. Слишком велик риск! По правде сказать, это типичная ситуация. Возьмите, к примеру, российский ЛИИ — Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова. Каждый четвертый летчик-испытатель погиб за штурвалом. Это ли не риск? Но без этого риска не было бы многих наших прославленных самолетов, в том числе и нынешней нашей (последней) надежды — Ту-334, и не было бы уникального “Бурана” да и многого другого. Наши летчики-космонавты, как и лучшие представители НАСА, считают, что есть вещи, ради которых стоит рисковать, при полетах в космос.
Да, с исследованиями Марса придется, видимо, подождать. Не скоро соберутся астронавты лететь и на Луну. Тяжело будет решиться на такое снова. И все же это отнюдь не означает, что человечество откажется от своей мечты об освоении других планет. Есть и такая точка зрения: если мы не вырвемся за пределы Земли и не освоим космос, рано или поздно все человечество погибнет. Ибо ничто не вечно под Луной. Планета Земля — тоже…
Понравилась статья ? Поделись с друзьями
Все отрицательно написанное, выглядит как насмешка над героизмом людей, погибших ради исследования новых планет. Я думаю, что вся наша планета, со временем будет очень сильно истощено, и нашим внукам, все равно придется делать то, что делается сейчас, и искать новые месторождения, на всех других планетах. Я уверен, что для безопасности наших астронавтов, людям надо бы отойти, от морально устаревших ракет и переходить к более совершенным, ну например летающим тарелкам…