Человек, рождаясь, тут же попадает определенную социальную среду. Уже с молоком матери он начинает впитывать определенное отношение к себе и к миру. Он чувствует, как к нему относятся окружающие, чего они от него хотят. Взрослея, человек начинает чувствовать, что хотят окружающие друг от друга, как они воспринимают мир. Через некоторое время подрастающий человек обзаводится собственным мировоззрением, которое, однако, не является его собственным. Он его позаимствовал у той общественной среды, в которой рос и воспитывался.
Если бы новорожденный появился и рос в другой общественной среде, то соответственно и мировоззрение у него было бы иным. Так, например, дети, оказавшиеся в младенчестве в лесу и воспитанные зверями (феномен Маугли), обладают не человеческим, а звериным сознанием. Несмотря на несходство их тела с телом зверей, их окружающих, они становятся носителями животного сознания. А иначе и быть не может. Животные принимают на воспитание молодое существо, у которого пластичная психика, наделяют его своим мировоззрением и видят в нем носителя этого мировоззрения — представителя своего вида. При этом их нисколько не смущает, что их духовное дитя внешне непохоже на воспитателей. Ребенок будет своим среди зверей, пока у него будет звериное мышление. Если такого ребенка отловят охотники, что иногда случается, то вернуть его в общество людей практически невозможно. Для этого надо “стереть” его звериное мышление и заменить человеческим. Но детская психика устроена так, что она “хватает» социальную программу и уже впоследствии, если даже меняются социальные условия существования, никак не хочет с ней расставаться.
Именно поэтому так сложно заменить звериную программу на человеческую. Ведь речь идет не только о человеческом поведении: умении ходить на двух ногах, держать ложку, говорить, а о сознании, которое определят это поведение. Переделать сознание “Маугли” весьма сложно еще и потому, что отловленный в лесу ребенок уже миновал тот возраст, когда психика наиболее пластична и восприимчива.
Помогут понять этот удивительный феномен и другие случаи, не связанные с человеком. Звери в дикой природе иногда воспитывают детенышей представителей не своего вида, отбившихся от родителей или брошенных. Так, например, лесники в Калужской области в течение длительного времени наблюдали, как семья медведей пасла на болоте отбившуюся от стада молодую телочку. Медведей нисколько не смущало, что их “духовная” сестра выглядит не так, как они. При этом они понимали, что ей нужна совсем иная пища, чем им, и выводили телочку на выпас. Вряд ли они занимались откормом молодой коровы, чтобы потом ее задрать. Это они могли бы сделать сразу, как только ее повстречали. Скорее всего, медведица, имеющая медвежат, повстречав телочку, увидела в ней беззащитное существо, нуждающееся в родительской опеке и покровительстве. И свое отношение к приемышу, скрепленное материнским чувством, она передала другим членам медвежьей семьи. Вот и образовалась такая удивительная семья.
При этом, как видим, телочка не стала охотиться вместе с медведями и есть мясо или рыбу. Вероятно, здесь помогло то, что медведи всеядны. В связи с этим можно заметить, что человек в аналогичных ситуациях значительно меняет свой рацион. Так, в 1925 году из одной деревни в индийской провинции Ассам самка леопарда утащила в свое логово двухлетнего мальчика и воспитала его, как щенка. Мальчик, когда его в пятилетнем возрасте удалось вернуть людям, без всякого вреда для себя ел сырое мясо, а от другой пищи отказывался. К сожалению, его так и не удалось приучить к человеческой еде…Вот еще один похожий случай воспитания животными чужого детеныша. Охотники в одном из лесных районов Болгарии в течение нескольких лет наблюдали странную семью волков. В ней было несколько особей серых хищников и один кабанчик. Причем стая держалась вместе, и кабанчик довольно резво и уверенно бегал среди своих зубастых собратьев. Удалось выяснить, что кабанчик и ночевал в одном логове с волками. Стало ясно, что он член волчьей семьи…
Вероятно, и в этом случае поросенок был вскормлен волчицей, возмужал и превратился в молодого кабана. Интересно то, что волки не воспринимали поросенка как потенциальную жертву, а видели в нем своего приемного брата. И дело тут даже не в том, что кабанчик, ночуя в логове с хищниками, имел их запах. А в том, что он имел сознание волка. Если бы этого не было, то серые хищники не воспринимали бы его как члена своей семьи.
В связи с этим можно привести наблюдения натуралистов, которые утверждают, что воспитание волка (да и других зверей) — не такой простой процесс, как может показаться. Например, описаны случаи, когда кормящая волчица, чувствуя в поведении волчонка какой-то серьезный изъян, принимает действенные меры. Этот изъян может корениться в невосприимчивости волчонком модели волчьего поведения. Говоря иными словами, в силу разных физиологических или психических нарушений щенок не хочет или не может воспринять сознание волка — он не воспитывается по-волчьи. У волков нет психиатрических лечебниц, и им недосуг исправлять задержки или пороки индивидуального развития.
Мать поступает просто, она смотрит на “ненормального” волчонка каким-то особым долгим взглядом. И остальные волчата воспринимают этот взгляд так, как будто перед ними не их единокровный брат, а враг, посягнувший на благополучие их семьи. Они набрасываются и разрывают “неправильного” волчонка на куски. При этом ни мать, ни волчат нисколько не смущает, что волчонок их рода-племени и выглядит, как вполне нормальный щенок своего возраста. После такого специфического взгляда волчицы, который является сигналом к братоубийству, щенок перестает быть своим.
Случай с кабанчиком и другие похожие ситуации показывают, что иногда живое существо выглядит совсем не так, как должен выглядеть типичный представитель вида, но почему-то принимается за своего. Вероятно, при первой встрече это живое существо очень быстро принимает, “схватывает” родовую программу зверей, с которыми ему впоследствии предстоит жить, и эти звери признают в нем своего. Вполне возможно, что во время первой встречи диких животных с незнакомым живым существом .происходит мысленный диалог — глаза в глаза, во время которого решается, кто перед зверями: потенциальная жертва, чужак, с которым надо вступить в борьбу, или существо, нуждающееся в поддержке и готовое принять и уже принявшее в ходе этой встречи родовую программу зверей. Такая встреча может счастливо разрешиться — и живое существо имеет шанс стать духовным сыном совершенно чужого животного. Как нетрудно догадаться, больший шанс на счастливое разрешение такой встречи имеют детеныши с еще не устоявшейся психикой, которым легче принять незнакомый живой объект как спасение в страшном лесу, чем как дополнительную угрозу суще-ствованию. Маленький ребенок также, оказавшись один в незнакомом и страшном месте, готов воспринять всякое живое существо как спасение. Вполне возможно, что зверь, повстречавшийся ему, воспринимает именно этот настрой ребенка и великодушно предоставляет ему защиту.
Так, например, известно о четырехлетием мальчике из Забайкалья. Он потерялся зимой в лесу. А через некоторое время его нашли бодро идущим по опушке леса нагишом. По словам мальчика, его встретили большие серые собаки,которые согрели его и дали ему молока прямо из животика. Ему стало так жарко, что он разделся. Другой похожий случай произошел уже со взрослой девочкой. Она затемно, уговорив родителей, отправилась к подруге, живущей на хуторе у финской границы, встречать Новый год. Ей было очень страшно идти по темной дороге среди заснеженного леса. Но к ней прибилась незнакомая собака. Девочка очень ей обрадовалась. Гладила ее, смотрела в ее зеленые глаза. Так вместе они и дошли до хутора. Перед жилищем человека собака куда-то исчезла. Позже выяснилось, что “добрая” собака была волком. Судя по этим случаям, видно, что волки, как, вероятно, и другие звери, очень хорошо воспринимают психический настрой человека и адекватно на него реагируют.
Может быть, из потенциальной возможности волка “понимать” человека вырос феномен одомашненной собаки. Некоторые опытные охотники в свою очередь могут понимать язык волков. Так, один опытный охотник-сибиряк по вою волков определил, что в его направлении движутся два туриста с ребенком. И действительно через некоторое время туристы показались из леса. Некоторые люди имеют способность не только “понимать язык животных”, но и вступают с ними в диалог. В прежние века эта способность передавалась и кое-где передается сегодня по линии жречества (шаманы). Так, древние охотники в процессе преследования зверя издавали определенные звуки, похожие на вой, с помощью которых “уговаривали” его отдать свое тело на заклание. И успех охоты определялся вовсе не типом оружия и быстротой ног, а умением “уговорить” животное стать жертвой.
Отмечены совсем удивительные случаи, когда стать жертвой одних животных “уговаривают” другие. Так, например, в Туркестане людьми был замечен одичавший баран, который обретался с волками. Но это еще полдела. Этот баран регулярно наведывался к мирно пасущимся овцам. Те, естественно, его нисколько не боялись. Но вслед за ним через какое-то время появлялись волки и утаскивали пару овец. Баран исчезал вместе с ними. Эта шайка орудовала некоторое время, пока на барана-предателя не была открыта настоящая охота, в результате которой он был убит, а вместе с ним несколько волков из его “шайки”. Можно удивляться злонамеренности барана-предателя, пытаться увидеть в его действиях испуг за свою жизнь. Но на самом деле этот баран был далек от злого умысла, и им не руководил испуг перед волками. Просто он был воспитан самым настоящим волком в шкуре барана, а свое обличье, понятное для овец, использовал, как всякий серый хищник, для своего благополучия и процветания своего клана.
Нечто похожее изредка встречается и среди “детенышей” человека, попавших на воспитание к животным. В Рио-де-Жанейро был пойман мальчик, обретавшийся несколько лет со сворой одичавших собак. По ночам он в качестве вожака водил свою свору по помойкам пригорода, забирался в мусорные контейнеры, и если находил что-то съестное, то делился со своими хвостатыми собратьями, которые в контейнеры забраться не могли. За это члены клана защищали его в стычках с другими сворами (ведь мальчик был членом определенной собачьей семьи, а не абстрактно всего собачьего рода-племени), а суки поили его молоком вместе со своими щенками. Днем вся компания (около 15 особей) скрывалась в одной из пещер в пригороде. Этого мальчика как-то язык не поворачивается назвать собакой. Тем более он людей не предавал, как в случае с бараном… Он лишь питался пищевыми отбросами человека и “состоял на службе” у собачьей своры. Хотя, конечно, собачье самосознание он, несомненно, имел, иначе бы не вел такой образ жизни.
Далекая Бразилия, где “много диких обезьян”, может быть, слишком далеко, чтобы кто-то поверил в такое. Но вот у нас в центре России, в городе Курске, недавно произошел аналогичный случай. Об этом писала газета “Жизнь”. Брошенный матерью мальчик Саша вырос в собачьей стае на пепелище сгоревшего дома. Собаки стали его приемными родителями. Десятилетний мальчик только и умел, что кусаться, рычать и скалить зубы. Слов он не знал. Четыре милиционера насилу его поймали, после того как он зубами порвал юбку на председателе уличного комитета, пришедшей проверить поступивший сигнал. При этом собаки подняли такой лай, что всполошили всю улицу. В больнице, куда доставили мальчика, приняли дополнительные меры предосторожности. Собачий воспитанник норовил тяпнуть всякого, кто решался к нему приблизиться. Врачи поставили Саше диагноз “олигофрения”. Не напишешь в истории болезни, что у ребенка собачье самоосознание. Да и как такое можно сказать про человека? Врачи будут трудиться,усиленно корпеть и стараться переделать сознание ребенка в человеческое. Но получится ли?
Хорошо известен иной случай. В 1920 году недалеко от деревни Миднапур в Восточной Индии были отловлены две одичавшие девочки (одной было семь лет, другой около двух), жившие вместе с волками в логове. Они лишь умели садиться и выть, как волки. (Вероятно, они не просто выли, а умели разговаривать на языке волков. Ведь волки их понимали, и они — волков. Недаром говорится: “С волками жить — по-волчьи выть!”) Старшая девочка, по всей видимости, в раннем детстве попала к волкам. Когда же ей было около шести лет, она украла у людей себе подружку и быстро научила ее премудростям звериной жизни. На этом примере заметно, как может расширяться сообщество диких людей. Одичавший ребенок может воровать и “переделывать” в своих других детей, помладше. Налицо преемственность поколений: старшие воспитывают младших. Только вот чему они могут научить и кого воспитать? Учат и воспитывают только тому, что хорошо знают сами, — как быть настоящим волком!
Понравилась статья ? Поделись с друзьями