Не было, да, пожалуй, и сейчас нет на Руси деревни, поселка, маленького городка, в котором не жила бы “местная достопримечательность”- женщина, слывущая ведьмой. Оставим на совести ученых споры о том, насколько подобные люди “социально опасны”, и обратимся к фактам.
1899 год. Из протокола уездного следователя: «Доставлена крестьянка села Теребенева со следами сильного бития на теле Марья Терехова крестьянами оного же села по обвинению в колдовстве. Так же многие со следами побоев и иных страданий…’’
Марья Ивановна Терехова жила на окраине села Теребенева Жиздринского уезда Калужской губернии. Только по отчеству ее никто не звал. Так, для ровесниц — Марья, для тех, кто помоложе — тетка Марья… Бегали к ней бабы кто за советом, кто по женскому делу, а кто и просто языками почесать. Жили они с мужем небедно, но одиноко. И взяли в работницы себе девочку из бедной семьи, семилетнюю Сашу. Похоже, не столько работала у них Саша, сколько за дочку была. И все было ничего, пока однажды, зайдя на праздник домой, не заявила Саша матери: Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья выйдет из дому, обежит вокруг дома, обернется сорокой и стрекочет под окном. Я выскочу, она и меня оборотит сорокой, и полетим мы далеко на гору. На горе догола разденемся, разложим костры и варим зелье, чтобы людей поить. Слетается баб много, и молодые, и старые, Марья весело свищет и пляшет со всеми, а мне скучно, потому что все большие, а я маленькая, и меня плясать не берут.
Родители, услышав откровения девочки, кинулись к Марье: Ты по что, безбожница, дочь нам испортила?
За Марью заступился Антип, ее муж, и вытолкал Сашиных родителей за дверь. Тогда они обратились к старосте. Тот поначалу хотел послать за приставом, но потом посоветовал сходить к попу. Священник похоже, единственный здравомыслящий человек в этой истории — прежде всего посоветовал дочку выпороть. Ну какой сорокой она прикидывается? — увещевал он родителей. — На какую гору летает? Что же вы верите болтовне ребенка! Марье с мужем детей Бог не дал, вот она и развлекает чужую девочку сказками.
…Разгневанные селяне повалили к дому тетки Марьи. По пути похватали кто вилы, кто кол, кто лопату… Муж ее встал с топором на крыльце. И быть бы тут смертоубийству, если бы не староста.
К тебе у нас претензий нет, — сказал он, — и женку твою мы тоже забижать не будем. Пусть только признается, что дурному девочку учила, да колдовала, да какую иную поруху делала. Мы ее в волость отвезем — пусть власти решают.
Против подобного исхода дела никто не возражал, и все вполне могло закончиться миром, если бы Марьин муж не сглупил: бросив топор, он пожаловался односельчанам, что и сам побаивается супруги, так как под горячую руку она порой грозит превратить его в жеребца.
«Общество” глухо зашумело. Так ведьма или не ведьма? Толпа качнулась к крыльцу, муж начал озираться в поисках топора, но положение снова спас рассудительный староста. Прекрасно понимая, что в случае смертоубийства по шапке получит в первую очередь он, староста заявил, что необходимо не бить бабу, а удостовериться, действительно ли она ведьма, для чего надлежит заголить ей подол и поискать хвост. Подобное мероприятие было принято с восторгом, и, несмотря на уверения мужа, что живет он с Марьей двадцать лет и ни разу никакого хвоста у нее не видел, несчастную бабу выволокли во двор и долго и тщательно “исследовали” при всем честном народе. Хвоста, естественно, не нашли.
Родители Саши отправились в волость. Там им поверили и признали Марью за колдунью. Однако, порывшись в бумагах, выяснили, что хотя «статья” за волшебные дела вроде бы есть, применить ее практически невозможно: как-никак “какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?..” Отцу «испорченной” девочки сказали: Нет, брат, против черта ничего не поделаешь.
И опять-таки все могло на этом закончиться. Ну, забыла бы баба о своем позоре, о том, как два десятка мужиков щупали ее за мягкие места, пытаясь найти несуществующий хвост, могла бы даже извлечь пользу из произошедшего, потихоньку укрепляя в умах односельчан славу о себе как о ведьме… Тем более что после того, как в волости Марью признали ведьмой (даром что с их же слов), мужики ходили малость напуганные.
На этот раз виновата была она сама. Прослышав, что власти с нею ничего поделать не могут, она стала во весь голос грозить односельчанам, что превратит их всех в собак. Вообще с незаметной Марьей после этого случая будто что-то произошло: она перестала ходить в церковь, стала грубой и нелюдимой. При каждом удобном случае обещала напустить на всех порчу… И однажды договорилась: в ответ на угрозу “заколдовать” один мужик подскочил к ней и сказал: Коли ты ведьма, заколдуй-ка мой кулак, чтобы он тебя не ударил!
И с этими словами свалил Марью на землю могучим ударом. На вопли женщины прибежал ее муж, напал на обидчика жены, со всех сторон набежали люди, и понеслась страшная русская драка, в которой очень быстро забывается, кто кого и за что бьет.
Избитую Марью (так, кстати, и не переставшую угрожать) связали и вновь доставили в волость. Причем свои телесные повреждения мужики объясняли следователю тем, что-де ведьма Марья отводила им глаза, потому они и били вместо нее друг друга. Как ни нелепы были эти россказни, следователь им поверил… Однако на другой день Марья пришла в село как ни в чем не бывало, а вместе с нею приехал чиновник и провел “разъяснительную работу», строго-настрого наказав подобных безобразий больше не допускать, ибо в противном случае зачинщиков избиения будут судить. Выслушав чиновника, крестьяне «догадались”, что Марья околдовала уездное начальство, и порешили расправиться с ведьмой своим судом… К счастью, до этого не дошло. Буквально через несколько дней Марья исчезла. Мужики взяли вина и пришли к Антипу мириться. Антип, как человек отходчивый, мужиков простил, однако на вопрос, куда же делась жена, ответить не смог или не захотел.
А на другой день к нему на улице (это видели многие односельчане) подошла Саша и сказала: Дядя Антип, ко мне сегодня во сне тетка Марья приходила и просила сказать, что насовсем отсюда уходит, а все свое мне оставляет…
Собственно, на этом сия нелепая история и закончилась. Марья Терехова так и сгинула. Как сейчас пишут, «предпринятые розыскные мероприятия не увенчались успехом”, Саша вскоре забыла о своих детских “полетах”, о своем «ведьма- честве”, а через несколько лет и вовсе вспоминала об этом со смехом, уверяя, что все придумала. Тем не менее чем старше она становилась, тем настороженнее относились к ней односельчане. И стали примечать за нею разные странности: то умывалась она, перегнувшись через порог, то на заре голая вокруг дома ходила, то на Купалу травы собирала. И через пятнадцать лет за нею прочно закрепилась репутация ведьмы. По воспоминаниям односельчан, была она девушкой видной, красивой, ласковой да приветливой, возможно, поэтому ее «ведьмачество” ей простили, тем более что порой приносила она и объективную пользу: лечила скотину, могла заговорить боль, даже якобы вернуть в семью загулявшего мужа. Известно, что незадолго до революции она вышла замуж “на сторону” за проезжего печника, ладившего в Теребеневе печки, и уехала из родного села куда-то на Новгородчину…
Понравилась статья ? Поделись с друзьями