Они живут в филиппинских горах на высоте двух тысяч метров. “Они” — это племя ибапуа, воинственное и отважное, которое в эпоху испанского завоевания оказывало упорное сопротивление чужеземцам. Сегодня потомков этих несломленных воинов насчитывается не более 120 тысяч. Но жажда независимости осталась, несмотря на хорошее отношение к ним официальной Манилы: горцы слишком уж опасаются за судьбу своего образа жизни, веры. Потому так неохотно идут на контакты с властями. Более всего ибалуа волнует сохранность вековых традиций и обычаев и главного сокровища — таинственных «смеющихся» мумий предков.
В начале 70-х годов минувшего века дровосек, живший в этих труднодоступных местах, обнаружил старинное погребение, в котором было около двух сотен тщательно спеленатых мумий. Через некоторое время сообщение о находке достигло Манилы, а еще спустя пару месяцев в горы была направлена небольшая экспедиция, которую возглавил один из самых авторитетных научных сотрудников Национального музея Орландо Абинон. Едва прибыв на место, ученый понял, что столкнулся с чем-то необычным, о чем ни ему, ни научному миру до сих пор не приходилось слышать. Все мумии… улыбались. Иронично и немного насмешливо, однако явно посмеиваясь над своими потомками. Причем с первого взгляда можно было сказать, что подобное выражение лиц никак не могло быть придано после смерти — люди умирали с таинственно-лукавыми усмешками Здесь следует отметить, что практика мумифицирования и массовых захоронений на Филиппинах внезапно прекратилась еще в середине XVI века. Затем словно по команде некоторое время назад (точно этого пока определить не удалось, но похоже, что речь идет о второй четверти XX века) аборигены стали поклоняться останкам своих предков, поверили в их магическую силу и начали совершать ритуальные обряды над древними захоронениями.
Характерно, что все мумии не только улыбаются, но и находятся в одинаковом положении. После полугодового пребывания исследователя поблизости от поселений ибалуа, постоянных общений с ними и переговоров, даров и ме-дицинскои помощи ему удалось завоевать доверие горцев и добиться у местных колдунов разрешения вести научные поиски. И однажды жрецы даже дали согласие на невероятное — эксгумацию своих предков в присутствии фотографа. При этом Орландо Абинона сопровождали колдун с помощниками. Их головы были повязаны красными платками, а с собой они взяли черного поросенка. Перед тем как приблизиться к мумиям, его приносят в жертву, при этом колдуны читают молитвы и заклинания и пьют… рисовый самогон,который по крепости ближе к спирту, чем к водке. Затем проникают в пещеру и извлекают гробы, сделанные из соснового дерева (обработанные каким-то составом, поскольку дерево прекрасно сохранилось за минувшие века) и повернутые в сторону восхода солнца.
Установленные в сидячем положении с поджатыми ногами мумии ибалуа словно греются у невидимого огня. Если бы это были живые люди, создалось бы впечатление, что они в это время медитируют. Или творят молитву, обращенную к своему божеству: хозяину и повелителю горных вершин, озер и лесных рек, водопадов и источников, птиц и животных — всего, что дает жизнь их потомкам. А те верят в магическую силу таинственно улыбающихся мумий, чтут их и поклоняются им.
После долгих расспросов Абинону удалось узнать из древних преданий, как осуществлялся процесс мумификации. Он начинался сразу же после смерти — никаких прощальных обрядов и оплакиваний. У умерших извлекали внутренности, затем тело клали на слабый огонь, выпаривая жидкость. После этого… лишали покойника кожного покрова и натирали его соком растений. Это был чрезвычайно долгий процесс, часто он затягивался на полтора-два года.
Но почему мумии улыбаются? Эту тайну ученым пока раскрыть не удалось. А тем временем, прослышав про захоронения, сюда слетелись любители легкой наживы. Ведь американские и европейские коллекционеры, охотящиеся за редкостями, платят за “смеющиеся мумии” огромные деньги. Орландо и его коллеги призывают правительство принять меры, чтобы остановить разграбления захоронений.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями