Множество легенд ходит, у жителей Алтая о Чуйском тракте. Испокон веков эта дорога пользовалась у местных жителей недоброй славой. Чуйский тракт строили более десяти лет на месте бывшего торгового пути, по котором у столетиями шли караваны с товарами из Центральной Азии в Сибирь и Европу. Случалось, что по этой полной опасностей дороге на территорию Алтая проникали враги. Но тогда их настигало страшное проклятие Пазырака.
МЕСТЬ ОТШЕЛЬНИКА
По легенде, тысячу лет назад в Курайских пещерах, нависавших над древней дорогой, жил монах-от шельник Пазырак. Однажды на дороге появилось джунгарское войско. Враги сжигали стойбища, попадавшиеся на их пути, убивали жителей селений. Когда многочисленный и хорошо вооруженный отряд прибыл в Курай, ему навстречу вышел старый отшельник. Пазырак стал уговаривать воинов вернуться обратно и не творить зло. Но те лишь посмеялись над стариком, а предводитель джунгаров велел за чрезмерную смелость предать Пазырака медленной смерти. Солдаты выдолбили в горной породе яму, положили в нее отшельника и завалили камнями. Когда последний валун упал на выросший каменистый холм, из могилы послышался голос монаха, проклявшего врагов и всех тех, кто впредь посмеет с мечом идти по этой дороге.
Сделав свое черное дело, джунгары двинулись дальше. Но едва они тронулись с места, как горы обрушили на них град камней, который унес все войско в глубокую пропасть.
Эта легенда столетиями жила в умах алтайцев. Потому в периоды междоусобных смут вожди племен старались водить свои отряды окольными путями. Даже когда в начале двадцатых годов прошлого века решался вопрос о торжественном открытии Чуйского тракта и родилась мысль провести по одному из его участков торжественным маршем колонну солдат Красной Армии, местное руководство категорически отвергло эту идею, боясь навлечь на себя проклятие Пазырака.
РАЗРУШЕНИЕ
По преданию, великий алтайский путь возник много столетий назад на том месте, где прошел народный богатырь Сартакпай. От его могучей поступи сгладились каменистые склоны, раздвинулись скалы и поменяли свои русла быстрые горные речушки. Уже во времена так называемой афанасьевской культуры (IV — II века до н.э.) по узкой и опасной дороге везли товары из Уйгурского каганата (современная Монголия). С тех древних времен и до начала XX века священная дорога оставалась низменной, несмотря на то, что путешествие по ней было связано с немалым риском. Когда в прошлом веке инженеры начали проектировать тракт, то пришли к выводу, что некоторые его участки следует проложить в стороне от древнего торгового пути. Начались активные взрывные работы, менявшие привычный ландшафт. Местные старики и шаманы предупреждали о том, что нельзя разрушать «нахоженный» путь, вдоль которого лежат священные кости предков. Такое непочтительное отношение может дорого обойтись грядущим поколениям. Однако проект утвердили, и стройка закипела.
На протяжении 600 километров от Бийска и до Ташанты уничтожались сотни исторических памятников, древних захоронений и священных для алтайцев мест. Так, на 268-м километре был взорван «камень поклонений», у которого алтайцы испокон веков совершали жертвоприношения и поклонялись духам природы. У селения Кош-Агач срыли курган — могилу великого шамана Ооюна. Севернее Чибита взорвали высеченное тюрками в скале изваяние Будды, о котором еще в конце XIX века известный исследователь Алтая Н. М. Ядринцев писал как об одном из чудес света…
«КРОВАВАЯ ВЕРСТА»
На великой стройке трудились тысячи ссыльных и заключенных, отбывавших на каторжном труде наказание за контрреволюционную деятельность. По воспоминаниям жителей алтайских селений, когда в 1920 году среди рабочих разразилась эпидемия холеры, сотни мертвых тел укладывали под щебенку, по которой позже пролег Чуйский тракт. В 1921 году недовольные условиями содержания заключенные Улаганского поселения подняли восстание. Прибывшие армейские части расстреляли взбунтовавшийся отряд прямо на строящемся тракте. В тот осенний день полегло более полусотни заключенных. По легенде, в деревенского паренька из-под Рязани, отбывавшего наказание в восставшем отряде, была влюблена местная девушка-алтайка. Придя на следующий день к месту казни, красавица взошла на высокий уступ и бросилась вниз на дорогу, туда, где пролилась кровь ее возлюбленного.
С тех пор это место Чуйского тракта зовется «Кровавая верста». Прошли годы, и у обочины тракта выросли две стройные и высокие сосны. Жители поселков Улаганского района верили в то, что души влюбленных вселились в эти благородные деревья. Среди водителей существует примета, что если остановиться у сосен и привязать к ним тряпицу, то дорога будет быстрой, легкой и безопасной.
ДЕРЕВО СМЕРТИ
Однажды в семидесятые годы прошлого века из Акташа в Ташанту на грузовике ехал водитель-пограничник, относящийся к той категории людей, про которых говорят: «Не верит ни в Бога, ни в черта». Ко всем местным преданиям и легендам он относился с большим скептицизмом и потому, проезжая мимо «Кровавой версты», ни разу не останавливался и не совершал заведенный водительский ритуал.
В горах сумерки наступают рано. Тем майским вечером начал сыпать мелкий мокрый снег. В кабине мчавшегося с грузом продовольствия грузовика сидели водитель-пограничник и экспедитор. Как позже показал экспедитор, машина уже подъехала к высокому уступу, с которого полвека тому назад бросилась девушка- алтайка, как вдруг ее стало уводить влево, вынесло на полосу встречного движения, и грузовик на полной скорости врезался в две одиноко стоявшие сосны. Удар был такой силы, что одно из деревьев упало, перегородив собой дорогу. Водитель погиб мгновенно, на экспедиторе же не нашли ни единой царапины. Но самым удивительным стало то, что увидели прибывшие к месту аварии сотрудники ВАИ: на белоснежном изломе поваленного дерева проступили отчетливые пурпурные капли, точно кровь потекла из израненного тела. Через пару лет вторая, уцелевшая после удара сосна зачахла и погибла…
ПРОКЛЯТЫЙ ПУТЬ
В районе Усть-Муны, горы Сарлык, селений Мыюты и Кош-Агач, где строителям пришлось сносить узкую тропу старого пути и пробивать тракт западнее, отмечается самый высокий процент дорожно-транспортных происшествий. Не проходит и недели, чтобы в районе высокогорного Кош-Агача не слетел в пропасть грузовик. На плоскогорьях Усть-Муны, где Чуйский тракт имеет четыре полосы и прекрасный обзор, по мрачной статистике, автомобили бьются в два раза чаще, чем в среднем по Алтаю. Каждое третье ДТП в районе горы Сарлык случается со смертельным исходом.
Жители Юго-Восточного Алтая рассказывают о Глазе Дракона, который стал являться людям после осквернения могилы шамана Ооюна, находившейся неподалеку от селения Кош-Агач. По поверью, люди, увидевшие Глаз Дракона, либо вскоре умирают, либо обретают сверхъестественные способности: у них может открыться дар предвидения, целительства, они начинают общаться с потусторонним миром.
«БЕСНОВАТЫЙ»
Врачи Горно-Алтайского психиатрического дома-интерната рассказывают об одном из пациентов, проживавшем в интернате в середине восьмидесятых годов. Сорокалетний мужчина попал в психиатрическую клинику с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз» после весьма странного случая, произошедшего с ним. Как-то он возвращался с семьей на своем личном автомобиле по Чуйскому тракту из Кош-Агача в Горно-Алтайс Было раннее летнее утро. Солнце еще не успело показаться из-за сопок, когда «Москвич» миновал границу районного центра. После полу часа езды мужчина вдруг резко ударил по тормозам, увел автомобиль к обочине и остановился. На расспросы жены о том, что же случилось, тот ответил, что увидел в боковом стекле нечто странное и пугающее: будто бы огромный кровавый глаз с узким вертикальным зрачком заглянул в машину. Вскоре, придя себя, мужчина завел «Москвич», семья двинулась дальше.
А ночью с ним стало твориться что-то невообразимое. Он бегал по квартире, размахивал руками и крича, будто его преследуют страшные существа. Наутро его забрали санитары. Вскоре на приеме у психиатра с рассказал, что его одолевают чудовища, которые нашептывают ему на ухо о его страшной кончине, пытаются залезть ему вовнутрь.
Мужчину поместили в интернат где он пробыл более года. И все это время каждую ночь с ним случались подобные приступы. Ни одно из и: вестных врачам лекарств не дават пациенту облегчения. Среди больных, проживавших в интернате, он получил кличку Бесноватый, никто не водил с ним дружбы, все сторонились этого буйного больного.
Как-то зимним вечером в интернате случился пожар. Благодаря стараниям персонала удалось спасти всех пациентов, кроме Бесноватого. Несчастный сгорел заживо…
ПРИЗРАКИ НА ТРАССЕ
Много легенд на Алтае связано с Чуйским трактом. Водители верят в грузовик-призрак, который колесит по дороге, предвещая запоздалым путникам беду. Среди шоферских баек есть история про красивую девушку-алтайку в белом подвенечном платье, которая вот уже на протяжении полувека время от времени появляется у обочины и машет рукой проезжающим мимо автомобилям, прося ее подвезти. Кто-то из водителей нет-нет да и увидит на дороге, прямо перед капотом своей машины силуэт одинокого пастуха, который растворяется в воздухе в свете фар. Алтайские шаманы утверждают, что, когда наступит конец всех времен, по этой дороге в наш мир войдут злые и добрые духи, чтобы каждому из живущих на земле воздать по заслугам…
Осенью 2003 года на Алтае произошло сильное землетрясение. Некоторые населенные пункты оказались разрушены, реки поменяли свои русла, в долинах забили гейзеры. Несмотря на ощутимые толчки, Чуйский тракт практически на всем своем протяжении остался невредим. Вот только места, которые более восьми десятилетий назад строители проложили в стороне от «нахоженной» дороги, словно морщинами, покрылись глубокими трещинами.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями