В России в конце XVIII — начале XIX веков существовала изуверская религиозная секта скопцов, членов которой кастрировали якобы в честь Иисуса Христа. Основоположником секты был холоп Иванов, который завербовал 13 учеников и впоследствии собственноручно лишил их мужского достоинства, поскольку считал, то Христос подобным образом избавил от плотских искушений своих апостолов.
Однако настоящим «серым кардиналом» скопцов стал орловский крестьянин Кондратий Селиванов. Он по-своему интерпретировал Библию и считал, что жизнь человека неразрывно связана с грехом, поэтому сам его источник необходимо удалить. Под влиянием речей Селиванова, в которых он цитировал Евангелие от Матфея, скопцы пришли к выводу, что половой акт — страшнейший из грехов и ведет на самое дно преисподней. Так вера скопцов превратилась в сексуальное самоистязание. Вступающий в секту должен был пройти «огненное крещение». На первой стати «крещения» у мужчин раскаленным прутом отсекались ключи ада» (мошонка). На второй стадии осуществлялась полная кастрация. Чтобы не зарастал мочеиспускательный канал, в него вставляли кусочек неокисляющегося металла, изуверской процедуре поддались и женщины. На первой стадии кастрации им от- зали соски («малая печать»), на второй — груди («большая печать»). Затем вырезали малыe половые губы и клитор. Члены секты считали себя святыми — спасителями рода человеческого, а Селиванова признавали за очередного Христа, присланного на землю единственной миссией — кастрировать людей. Они верили что на земле настанет рай, когда количество евнухов достигнет 144 тысяч(!). Ближайшим помощником Селиванова был Александр Шилов. За короткий срок только в селе Сосновка Тамбовской губернии по его указанию членов секты кастрировали более 200 человек. По мнению сектантов, каждый, кто кастрирует не менее 12 человек, после смерти попадет на небо. Желая попасть в рай, сектанты старались вовсю… Согласно некоторым историческим свидетельствам, Селиванов предлагал операцию даже императоpy Павлу I. По другим данным, в 1804 году тайный советник А. М. Еленский передал государю Александру I проект о привлечении сектантов на государственную службу и, в частности, о назначении их на каждый военный корабль и в каждую дивизию в качестве советников командиров. При главном штабе должен был действовать сам Еленский с двенадцатью «пророками», а «Богодухновенный Сосуд» (Селиванов), разумеется, при государе.
Писатель Д. С. Мережковский сообщает, что осенью 1805 года Александр I будто бы лично встречался с Селивановым, получив от последнего пророчество о военных неудачах. В целом же то время характеризуется расцветом секты. Только в Петербурге проходили тысячные собрания ее приверженцев с участием известных людей. В частности, министр народного просвещения и оберпрокурор Синода князь Александр Николаевич Голицын неоднократно посещал сектантов и помогал им. К Селиванову для получения благословения наведывались министр полиции Балашов и петербургский генерал-губернатор граф Милорадович. В Бас- ковом переулке, где в доме купца Ненастьева долгое время квартировал Селиванов, нередко скапливалось до десятка роскошных карет. В благодарность за пророчества гости оставляли щедрые подарки. Обычно Селиванов принимал гостей, лежа в кровати на пуховиках, под пологом с кисейными занавесками и золотыми кистями. Был он тучен и вял. Носил батистовую рубаху…
С 1801 года, помимо Санкт- Петербурга, секты скопцов процветали в Костроме, Саратове, Самаре, Томске, Туле и других городах. И только в 1818-1819 годах, когда началось массовое кастрирование солдат петербургского гарнизона, правительство обеспокоилось. В 1820 году Селиванова арестовали и сослали в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. До самой смерти Селиванова в 1832 году монастырь служил местом паломничества сектантов, увозивших оттуда как святыни «части живых мощей»: ладанки с волосами и обрезками ногтей Селиванова, пузырьки с водой, которой «батюшка» омывал ноги, лоскутки от подштанников и т,д. Одновременно с Селивановым были арестованы и многие его приближенные.
Попытка возрождения секты скопцов предпринималась во время восстания декабристов. Один из «пророков» Селиванова Алексей Громов был объявлен Великим князем Константином Николаевичем, но вскоре тоже попал за решетку. Сила убеждения скопцов была так велика, что когда арестовали и заключили в тюрьму одного из предводителей, он сумел даже там кастрировать нескольких узников и двоих стражников. Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения по отношению к фанатикам.
В 1834 году, после того как Селиванов умер в неволе, секту объявили особо вредной, а с 1842 года кровавый ритуал кастрации наказывали каторгой. Началось массовое бегство приверженцев секты в Сибирь, Турцию, Румынию. Там они продолжали свою изуверскую практику. В 1865 году в Бухаресте насчитывалось 1609 скопцов обоего пола. К 1871 году их количество возросло до 8375. Чтобы привлекать новых членов, скопцы назначили награду за обращение в веру — шесть коней и карету. Еще после Первой мировой войны большинство румынских извозчиков были евнухами. В Петербурге общины скопцов продолжали существовать еще долгое время. Последние показательные суды над ними в Ленинграде и Ленинградской области проходили в 1929- 1930 годах…
Вячеслав ХАБАРОВ
Понравилась статья ? Поделись с друзьями