На леднике Ганготри в Гималайских горах накапливается кристально чистая вода, которая стекает с высоты более 6ООО метров, а затем низвергается из ледяной пещеры, расположенной на трехкилометровой высоте. Так рождается Ганг — главная река Индии и одна из крупнейших в Азии протяженностью 2510 км. Но все же, индийцы считают, что Ганг ниспадает с небес.
БОГИНИ РЕК
На уровне 700 метров Ганг соединяется с другим мощным потоком — Джамной и, спускаясь еще ниже, принимает воды реки Сарасвати. Далее он широко разливается, и его течение становится уже не столь стремительным, как ранее. Прежде чем река достигнет Бенгальского залива, она, распадаясь на множество русел, образует гигантскую дельту, орошая обширные площади плодородных земель.
Богини рек — Джамны, Ганга и Сарасвати — считаются самыми грозными и капризными, ибо их разрушительные силы могут принести неисчислимые бедствия, из которых самые страшные — наводнения. Индийцы поклоняются им не менее ревностно, чем самым великим богам — Брахме, Шиве и Вишну.
В незапамятные времена в месте слияния Ганга, Джамны и Сарасвати, где соединяются три божественных субстанции или три энергетических потока, произошла великая битва между богами и демонами за овладение бессмертным напитком — нектаром Амритой. Тогда же в этом месте возник город Праяг. Ныне — это Аллахабад, родина основателя современного индийского государства Джавахарлала Неру.
ПРАЗДНИК НЕКТАРА
Аллахабад давно стал меккой религиозных индийцев, центром паломничества. Один раз в двенадцать лет в его окрестностях происходит самое грандиозное в мире торжество Кумбха Мела («праздник нектара»), а через каждые шесть лет -половинная Кумбха Мела или Аркумбха Мела.
Очевидцы рассказывают, что в такие годы здесь собираются до 5 миллионов паломников, в том числе 700 тысяч садху — аскетов и монахов. Нередки случаи, когда во время торжеств создается толкучка, в которой гибнут десятки людей. В 1954 году здесь были задавлены более 3000 человек и многие тысячи получили увечья.
Кумбха Мела длится целый месяц и завершается невероятной мистерией на воде. Бесчисленные толпы паломников, в основном, приверженцев индуизма, собираются сюда со всей Индии. Они едут в поездах или идут пешком, ползут на коленях или отмеряют километры собственными телами, ложась и вставая. Такого исступленного мученичества, пожалуй, не знает никакая другая религия мира.
Умерших от заразных болезней опускают с грузом на дно реки. Считается, что воды Ганга обеззараживают покойных. Удивительно то, что анализы воды, взятые французскими учеными во время Мелы, не показали превышения обычного уровня содержания болезнетворных микробов.
РЕЛИГИОЗНЫЕ САМОУБИЙСТВА
В Аллахабаде по сей день существуют тысячелетние деревья (баньяны), . простирающие толстые ветви над мутными волнами Ганга. Как и в былые времена, во время Мелы с этих деревьев прыгают в воду наиболее ревностные индуисты, дабы покончить с жизнью и тем самым обрести «спасение». Известны также случаи массового самоутопления.
Другой вид религиозного самоубийства — самосожжение. Здесь по берегам рек устроены сотни мест кремаций. Те из паломников, которые находят естественную смерть во время Мелы, сжигаются, и таким образом быстро избавляются от бренной оболочки. Сюда после кремации был привезен и развеян по ветру пепел Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру.
Во время Мелы в прошлом нередко совершались ритуалы Сати — самосожжения вдов, избравших ужасную смерть как способ избавления от бремени вдовьего существования.
Апофеозом всей Мелы становится завершающий день. Задолго до восхода солнца к узкому перешейку у слияния рек тянутся толпы паломников. Во главе нескончаемой процессии идет праздничный слон, одетый в ритуальные покрывала и украшенный с головы до хвоста сверкающей мишурой. За ним следует ритуальный белый конь, которого торжественно ведут под уздцы, затем идут аскеты, монахи, йоги, брахманы, жрецы. Когда над горизонтом появляется край багрового солнца, паломники спускаются по ступеням лестниц в воду и, простирая руки к солнцу,подолгу стоят неподвижно, созерцая рождение нового дня. Постепенно по ступеням входят в воду все новые и новые группы людей. Вскоре не остается ни одной пяди воды и земли, где бы ни стояли вплотную люди.
ВРЕМЯ БЕЗМОЛВНОГО ОМОВЕНИЯ
Мужчины и дети раздеваются донага, а женщины входят в воду в одежде, чаще в белых сари. При этом погружение в речные воды происходит в полнейшей тишине. На каменных шестигранных площадках, выступающих из воды, молятся йоги и аскеты. Они неподвижно сидят в традиционной позе Лотоса, расставив перед собой ритуальные баночки с водой и рисом, затем входят в воду и тут же снова застывают неподвижно. Постепенно все проходят «очищение» в священных водах Ганга и затем, наконец, возвращаются по домам.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями
Хотя большое религиозное значение река имеет лишь для индуистов, индийские и бангладешские мусульмане также используют реку для религиозного очищения тела при молитве.