Распространенная ныне любовь к животным, «братьям нашим меньшим”, есть не что иное как возрождение тотемизма. По определению ученых, тотемизм — это древняя универсальная религиозная система, в основе которой лежит культ священного животного, так называемого тотема.
Содержа в квартире животное, человек бессознательно пытается таким образом восстановить и поддерживать связь со своими далекими полу- и нецивилизованными предками, для которых единение с живой природой являлось образом жизни и было абсолютно естественно. Однако в этом вопросе существует одна немаловажная проблема: болезни человеческой цивилизации, связанные с ее эволюцией, неизбежно передавались всему тому, что окружало людей и могло болеть вместе с ними, и часто касались их взаимоотношений с животным миром. А порой эти »болезни роста” становились просто общими, совместными; когда, эволюционируя на протяжении веков и тысячелетий, единение с природой приобретало пугающие формы — например, форму оборотничества. Поскольку наиболее трагические периоды человеческой истории способны вызывать провалы в памяти целых поколений (это естественная защитная реакция психики, которая не может справиться с большим количеством негативной энергии) или обретать форму мифов, говоря об оборотничестве, — а оно получило массовое распространение в эпоху Возрождения — не стоит руководствоваться материалами того времени.
Приведем в качестве примера случай, зарегистрированный официально и отмеченный относительно недавно. В 1975 году в Экклесхолле (Стаффордшир, Великобритания) произошло странное событие, всколыхнувшее всю округу: некий юноша, не замеченный в каких-либо предосудительных поступках, вонзил себе нож в сердце. А перед этим, как поведал следствию его коллега по работе, он позвонил и сказал, что его лицо и руки изменяют цвет и он превращается в оборотня. И, замолчав на некоторое время вдруг начал выть.
Этот, в общем-то достаточно редкий в настоящее время, случай тем не менее заставляет задуматься о причинах более частого каннибализма; не является ли он генной памятью о тех временах, когда ликантропия (в переводе с латинского — явление «человековолка», превращение человека в зверя) была настоящей эпидемией? Ведь, если все-таки верить средневековой статистике, во Франции между 1520 и 1630 годами было официально зафиксировано более 30 тысяч подобных случаев, причем сами оборотни, принявшие во время суда и следствия человеческий облик, описывали не только процесс своего превращения в хищников, но и удовольствие, которое они испытывали, убивая и съедая других людей.
В период этой эпидемии понятия и взаимоотношения человека с природой, формировавшиеся в течение такого же времени, сколько уже просуществовала цивилизация, оказались извращены и обесценены. Поскольку основу европейской культуры составляет древнеримская, всеобщая любовь и «родственное» отношение к собакам имеет вполне определенное происхождение: как известно, Ромула и Рема, основателей Рима, вскормила своим молоком волчица, а Марс — планета, символом которой является волк, стал вечным покровителем «вечного города». Не стала ли таким образом вечной сама ликантропия? Тем более, что в благодарность за спасение жизней основателей Рима вскоре после его основания (а это 753 год до нашей эры) были учреждены луперкалии — древнеримский .праздник волков, справлявшийся в феврале в честь «благословенного бога” для охраны стад. Поначалу это был безобидный карнавал пастухов, во время которого те, кто исполнял роль волков, опоясывали голое тело козлиными шкурами, но, сохраняя и демонстрируя свою волчью сущность, рыскали по местности и больно стегали встретившихся им путников ремнями. Впоследствии этот веселый развлекательный безобидный обряд натолкнул человека на идею стать «волком в овечьей шкуре»: ведь шкура животного, надетая на тело, использовалась в древних ритуалах для того, чтобы завладеть его силой и обрести ту степень слияния с природой, которая позволяет проникнуть в ее скрытые, бессознательные процессы.
История тотемизма не исчерпывается римской, — хотя,несомненно, европейцы впитали и развили именно ее. У других народов, имевших свои культурные особенности, тотемами выступали не только самые разнообразные животные, но и их отдельные части: голова черепахи, желудок поросенка и другие экзотические атрибуты. Нередко к самому тотему примыкали «сопутствующие» предметы, необходимые для его почитания; так, к тотему в виде ворона относились также дождь, молния, тучи, град; к тотему змеи — рыбы, тюлени и даже некоторые породы деревьев. Сам этот термин заимствован у одного из североамериканских индейских племен, на языке которого «totem» означает название и герб клана с указанием животного, которому посвящен его культ.
В научном смысле под тотемом понимается класс объектов или явлений природы, которому клан (род, племя, социальная группа) оказывает специальное поклонение и считает себя родственно связанным с ним. Основной признак культового тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данного человеческого сообщества, а каждая особь тотемного класса — сородичем каждого члена этого сообщества. Вера в родство с тотемом у полуцивилизованных племен не условна, а в высшей степени реальна. В Африке, например, у родов тотема змеи новорожденного подвергают особому испытанию: если змея не тронет ребенка, он считается законным, а в противном случае убивается без сожаления. У одного из североиндейских родов, почитающих буйвола, умирающего заворачивают в шкуру этого животного и говорят ему: «Ты идешь к своим предкам — буйволам! Будь крепок!»
Поклонение тотему выражается прежде всего в том, что на его убийство налагается строжайшее табу (за исключением особых случаев — о них чуть позже), но иногда избегают даже смотреть ему в глаза или прикасаться к нему. В Древнем Египте по поводу убийства тотемов постоянно возникали кровавые распри между провинциями — номами. Бытовало представление, что даже если тотем — опасный хищник, он обязательно должен щадить единокровный род; если же он напал на кого-то из его членов, тот не должен рассчитывать на помощь очевидцев события, — напротив, он навсегда изгонялся из общины своими же родственниками. Для полного закрепления союза с тотемом человек прибегал к тому же средству, как при заключении межродовых и мирных договоров, — то есть договору крови. Сохранившийся до наших дней обычай прокалывать ушную раковину был вызван желанием подарить божеству каплю своей крови из наименее болезненного места. Ту же цель часто преследовало татуирование.
В начале весеннего сезона, в период размножения животных, происходила другая, более кровавая церемония — убийство и вкушение тела тотема с целью обеспечить изобилие данного животного вида. Поэтому оборотничество — превращение человека в волка, убивающего и питающегося кровью других людей, можно расценивать как попытку отомстить или довести до завершения союз с волками, который, по всей вероятности, почему-то не смогли заключить «как надо» (то есть согласно всем деталям древне-го ритуала) легендарные основатели Рима Ромул и Рем. А может быть, в то далекое время волки имели основание считать своими тотемами людей — и именно благодаря этому Ромул и Рем вообще остались в живых, а Рим был основан.
Между прочим, в пользу человеческого тотема говорят достаточно уважаемые свидетели, а сам он напрямую связан с историей славянских народов. Еще в IV веке до нашей эры греческий историк Геродот упоминал, как греки и скифы, поселившись на берегах Черного моря, считали местных жителей колдунами, способными по своему желанию становиться волками и обладавшими сильным аппетитом каннибалов. И трудно сказать, в каком обличье они проводили большую часть своей жизни; вероятно, как подобало и было более безопасно исходя из внешней обстановки.
У оборотничества славянских племен отдельная и, пожалуй, не менее древняя история, чем у народов Западной Европы. Здесь человека, способного принимать обличье волка, называли «волкодлаком». Волкодлаки-славя- не не только сами обладали силой оборотничества; они забавы ради превращали в волков целые свадебные поезда. Это дошло до настоящих времен в виде древнего обычая похищать невесту перед свадьбой, существовавшего у некоторых народов, — чем занимались жених и шафер; последнее слово в некоторых диалектах прямо переводится как «волк».
Интересно, что народная молва наделила способностью превращаться в волка вполне реальное историческое лицо — князя Всеслава Полоцкого (XI век), упоминаемого в «Слове о полку Игореве» (наряду с Ярославной, которая стонала «чайкой неведомой”), и про его похождения сложено немало легенд. Приметой волкодлака являлась заметная от рождения «волчья шерсть» (или прядь «волчьих волос») на голове, что вскрывает этимологические корни этого слова. В оборотничестве древних славян существовала особенность, о которой запад «молчал»: в одном и том же человеке часто сочетались способности превращаться и в волка, и в медведя в ряду 12 превращений, описанных запрещенной церковью древнерусской книгой «Чаровник». Считалось, что волкодлак «со стажем» становится упырем — то есть бессмертным и ненасытным в отношении человеческой крови, поэтому его рот после смерти зажимали монетой. Представление о том, что волкодлаки съедают Солнце или Луну в момент затмения, являлось атрибутом славянских астрологических текстов. Более того, от обладания человека-оборотня «волчьей шерстью» произошло славянское название звездного скопления Плеяд в созвездии Тельца, которое было принято именовать Волосыня- ми (правда, позднее это название постепенно теряет прямую связь с тотемическими традициями и появляются другие варианты: Волосожар, Весожары, Стожары). Отсюда Же — слово «волость», форма территориального деления на Руси. «Волчий след» в истории славянских народов тянется и дальше. В день Святого Власия (сменившего Велеса — христианского покровителя животных) в Тульской губернии совершался ритуал окликания звезды: поздно вечером овчары выходили на улицу, становились на руно (овечью шерсть) и, запрокидывая к небу голову, пели, призывая звезды умножить приплод овец — чтобы их стало больше, чем звезд на небе.
Если считать оборотничество научной проблемой, то в существующей классификации принято выделять три типа оборотней: наследственный (переходящий из поколения в поколение в результате родового проклятия или «особенностей» данного рода), добровольный (происходящий от порочности собственной натуры, требующей вида страданий жертвы и сознательно ищущей способа превращения в зверя) и благожелательный (испытывающий человеческий, стыд из-за своего звериного горя, но не способный противостоять натуре). Учеными, серьезно изучавшими феномен ликантропии, высказывается весьма тревожная мысль: не исключено, что она представляет собой попытку завоевать земную цивилизацию путем астральной проекции, подавляющей человеческое сознание и, как следствие, делая подвластным себе тело — вынужденное блуждать по лесам и полям в состоянии безумия, вызванного внушенным уму образом волка. И эта попытка удалась, хотя в силу неясных причин и не была доведена до конца; выяснилось, что цивилизацию легко завоевать потому, что человеческие существа еще не слишком далеки от животного и быстро теряют человеческий облик. В случае правильности этой гипотезы дарвиновская теория естественного отбора быстро набирает дополнительные очки, но сама цивилизация их так же быстро теряет.
…Вам знакомы владельцы собак и кошек, называющие их сынками и дочками? А, когда те умирают, устраивающие торжественные похороны с поминками и живыми цветами на могилах? Тотемизм возрождается — хотя и считался до сих пор религиозным культом племен, уровень развития которых предшествует цивилизованному. Означает ли это регресс самого человечества — или же это быстрый прогресс животного мира? А может быть, ни то и ни другое, и все дело лишь в том, что природа обоих не совершенна и легко уступает свои позиции третьей силе.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями
Сознательное причинение вреда священным (как, впрочем, и другим) животным в индийском обществе считается тяжким проступком и карается на законодательном уровне.