Иванов день, ночь на Ивана Купалу — как только не называют этот праздник. Что же это за праздник, который дошел до наших дней и с которым связано множество преданий и сказок, страшных и смешных одновременно?
Купала, или купало, — праздник летнего солнцестояния в восточнославянской мифологии. Празднуется в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю или с 6 на 7 июля по современному календарю.
А все же Купала — это кто: женщина, мужчина или вообще нечто среднего рода? Вот что пишет известный профессор, замечательный для своего времени филолог-славист, писатель раннепушкинской эпохи А.С. Кайсаров: “Также русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был бог плодов, и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы, то есть 24 июня, приносили ему жертвы. Тогда на полях сожигали большие костры; а юноши и девицы, цветами увенчанные и перепоясанные, плясали около огня при радостном пении; наконец, скакали они и гнали свое стадо через огонь; эти добрые люди думали через то обезопасить свое стадо от леших, или лесных духов. Доселе еще та святая, коей празднество торжествуется в сей день российскою церковью, сохранила от идола Купалы прозвание свое — Купальница. Агрипина или Аграфена-купальница. В иных селах можно и поныне еще в этот день найти некоторое сходство с празднествами древних”.
Купалой также называли соломенную куклу или чучело. Купалу изгоняют с шутками, притворным плачем, непристойными песнями, сжигают или топят в воде.
Вот как об этом говорит другой филолог-славист Григорий Глинка: “Купало — веселый и прекрасный бог, одетый в легкую одежду и держащий в руках цветы и плоды; на голове имеющий венок из цветов купальниц, бог лета, полевых плодов и летних цветов. Он почитается третьим после Перуна и вторым по Велесе; ибо по скотоводстве земные плоды всего более служат к содержанию и продовольствию человеческой жизни, и составляют его обилие и богатство. Празднование ему установлено было месяца червеца (июнь месяц, называемый так от размножающихся тогда червей или молодых насекомых) 23 и 24 дня. Тогда молодые люди обоих полов в венках и опоясаниях (гирляндах) из купальниц или других цветов вокруг расположенного огня при пении песен плясали, почасту через оный перескакивая. Песни же сии были или в честь Купале, или в оных припевалось только его имя. Таковые песни еще и по сие время по некоторым селам и деревням продолжаются. По восприятии Россиею христианской веры прошло более 800 лет, и совсем тем следы древнего язычества все еще не могут изгладиться: столько человеку любезны боги, образованные им по своему подобию, страстям и нравам!”
А вот как известнейший историк академик Борис Александрович Рыбаков в своей книге “Рождение богов и богинь” рассказывает о празднике Ивана Купалы: “Имена таких “сомнительных божеств”, как Морена, Купала, не могут обогатить славянский пантеон, но вводят нас в интереснейший раздел языческих представлений очень глубокой индоевропейской древности — представлении об умирающем и воскресающем божестве растительности. Дело в том, что морены и купалы — это соломенные чучела, куклы, уничтожаемые во время обряда; их растерзывают на части, топят, сжигают, совершая обряд погребения и ритуального оплакивания.
Календарно обряд уничтожения кукол падает на два периода: во-первых, на раннюю весну (сожжение Масленицы), а во-вторых, на разгар лета, завершаясь троицыным днем, днем Ивана Купалы (24 июня). Первая, ранневесенняя, группа обрядов ясна по своему смыслу: веселое сожжение Масленицы и катание горящих колес с горы в реку как символическое сожжение зимы, как встреча весны в день весеннего рав-ноденствия, когда день начинает побеждать ночь, тепло побеждает холод. Чучело зимы, сжигаемое на Масленицу, носило название этого праздника, а сам праздник получил свое название от того, что в неделю накануне Великого поста церковь разрешила есть молочную пищу, в том числе масло.
Второй календарный срок ритуального уничтожения или похорон кукол- чучел, названный народом “зелеными святками”, заполнен обрядами совершенно другого значения. Они проводились в то время, когда хлебные злаки уже созревали, когда первичное зерно, посеянное в землю, уже отдало всю свою силу новым росткам, начинавшим колоситься. Это моление о том, чтобы старая вегетативная сила весеннего ярового посева перешла в новые, созревающие, но еще не созревшие растения, передала бы им свою ярь (мощь).
Поэтому во время зеленых святок наряду с женскими персонажами выступает Ярило. На зеленые святки и в купальские дни видны и прославления зелени (троицкая березка), и обязательные моления воде. Не забыта и летняя кульминация солнца, отмеченная обязательными купальскими огнями в ночь под 24 июня. С аграрным комплексом сливался воедино и комплекс эротически-брачный. Если зимние новогодние святки являлись заклинанием будущего, то зеленые святки были циклом обрядов, направленных на немедленное осуществление желаний и просьб, обращенных к силам природы”.
Но вернемся к самому празднику. Как же он проходил, с чего начинался? В ночь с 23 на 24 июня был обычай не спать: караулить встречу месяца с солнцем, чтобы видеть как “солнце грае”. Славяне уходили на ритуальные холмы,называвшиеся по-разному (Ярилина плешь — возле Переславля-Залесского, Лысая гора — в Саратове и в других областях, были Воробьевы, Девичьи горы), или на поляну у реки. Что же потом делали молодые люди обоих полов? А дальше начиналось самое веселое в этой вакхической ночи. Разжигались громадные костры, через которые прыгали участники обряда. Ритуал был призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или от высоты пламени костра зависит плодородие (высота) хлебов). Прыжки через костры были не только испытанием ловкости, но и испытанием судьбы, своего рода гаданием: высокий прыжок символизировал удачу в замыслах. Прыгали все наравне, девушки старались не отстать от парней. Парень скорее выберет в жены здоровую, сильную девушку, способную не только его любить, рожать детей и воспитывать их воинами, но и работать в поте лица в семье мужа. К реке вниз с горы скатывали колесо — символический знак солнца, выражая таким образом поворот солнца-вниз (на зиму). Юноши, девушки любыми способами старались в эту ночь задобрить Купало. Выразить ему свое уважение и поклонение. Бог любви и жизненной силы, он требовал, чтобы и люди приближались к нему через любовь.
Церковь устраивала гонения на последователей этого языческого обряда. Люди, не приобретшие в душе нового бога, до конца так в него и не поверившие, не хотели да и не могли менять обычаи своих предков. Позднее церковь, стремясь, видимо, все же прийти к компромиссному решению, нашла выход. Этот день совпадал с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя (24 июня, или 7 июля). Этот день так и назывался — Иванов день. Через какое-то время праздник Купалы стал именоваться “день Ивана (Иоанна) Купалы”. Все уладилось к общему и взаимному согласию.
На рассвете все участвовавшие в празднике купались, чтобы снять с себя злые немощи и болезни. После дневного отдыха все участники действа дружно принимались за покос.
Сами обряды и название Купала (от глагола купать, кипеть) указывают на соотнесение купальских ритуалов с огнем (земным и небесным солнцем, в купальских обрядах представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра, как огонь и вода, как мужское и женское начала.
В основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемый цветком Иван-да-Марья — важнейшим символом купальских обрядов. Желтый цвет воплощает одного из них, скорее всего, девушку, синий — другого, соответственно мужчину. В одном из вариантов мифа брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит посадить цветы на ее могиле. Через некоторое время вырастают не виданные никем двухцветные цветы.
Если вас спросят, с чем у вас ассоциируются слова “ночь на Ивана Купалу”, вы наверняка вспомните рассказ Гоголя “Вечер накануне Ивана Купалы”. В купальскую ночь, по преданиям, происходят всякие чудеса: цветут редкие загадочные травы: разрыв-трава, папоротник и другие.Кстати, интересно то, что, по поверьям, наибольшая сила трав была в ночь на Купалу, современные знахари и знахарки могут подтвердить это. Отсюда еще одно название этого дня — “Иван-травник”.
Народный календарь так отражает эти дни:
6 июля — Аграфена-купальница. Знающие люди приурочивали к этому дню сборы кореньев и лихого зелья не зря: травы выросли и набрались живительной силы.
7 июля — на Купалу открывали большой покос.
Очень хорошо поведала историю Аграфены-купальницы московская писательница Наталья Листикова. Я позволю себе процитировать некоторые выдержки из легенд-сказок, рассказанных ею. “Недаром Аграфену Купальницей звали, все болести она водой смывала. Никто, как Аграфена, не знал, где какая трава растет, где какой цветочек растет. В ночь на Ивана Купалу тащилась старица в заветные ухороны целебную травку рвать, корешки копать. Одолень-траву брала, что кувшинкой белой по заросшим заводям плавает. Большую силу Одолень-трава имеет, надежа она от всех напастей. Веками матери кладут в ладанку корешок, оберечь милого дитятку. Знала она, где колдовские травы искать, и разрыв-траву, и траву плакун, но не брала тех трав, а места потаенные пуще глаз своих берегла. За смирение, за дела добрые даровал Господь Аграфене жизнь долгую и легкую смерть. Даровал и память народную. В Святцах особый день у нее, что на шестое июля приходится, в самый канун Ивана Купалы. Держится на Руси обычай на Аграфену росой умываться, да в роках купанья начинать. Но допрвжде шли в баню париться, с иониками да травами, чтоб здоровье; прибавилось. Знахари-шептуны особо Аграфену чтят. В ночь с Аграфены на Ивана Купалу рвут они по тайным местам целебные травы. Собранные в ту ночь, они имеют особую силу. И еще один обычай долго на Святой Руси жил. Варили на Аграфену в складчину обетную кашу и выставляли ее для всей нищей братии. Большой грех был в тот день голодного не накормить. Бедному грош не подать.Хороший обычай был, жаль, что забылся”.
Ну вот мы и добрались до самого конца. Надеюсь, что читателям понравилось. Надеюсь также, что почерпнутые знания обратятся на пользу. И даже если вы не пойдете искать цветок папоротника (мало ли что там может произойти), не будете рвать трав заветных (где рвать, какую рвать, а вдруг да не ту сорвешь, мало ли), то хотя бы сможете подать “грошик” встреченному вам в этот день бедному человеку.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями