Необычайный дар Моцарта, знают все знакомые с его творчеством-необычайной, просто фантастической, музыкальной памяти. Но мало кто знает, что четырнадцатилетний Вольфганг Амадей чуть не поплатился жизнью за обладание столь необычным даром.
Именно в это время отец Моцарта решил показать гениального сына римским ценителям прекрасного, а в Страстную среду отец и сын отправились в Сикстинскую капеллу слушать прославленное “Miserere” Грегорио Аллегри. Однако юного Моцарта поразила не столько музыка, сколько манера ее исполнения. Во всех стихах псалма повторялась одна и та же мелодия, но каждый стих по своему звучанию все же отличался от другого едва уловимыми оттенками: при этом одни звуки звучали сильнее, другие затихали, одна строка пелась быстрее, другая чуть запаздывала. Достигался этот эффект благодаря особым приемам пения, которым владели только певцы Сикстинской капеллы, и, что особенно хочется подчеркнуть, обучали их такому мастерству годами. Секрет исполнения содержался в строжайшей тайне, раскрывать его было нельзя под страхом отлучения от Церкви. Юный бесшабашный Моцарт вернулся в гостиницу и под впечатлением от действительно прекрасной музыки записал по памяти все произведение, за исключением, пожалуй, нескольких деталей. Через день он все же решил снова посетить капеллу, чтобы уточнить пропущенные подробности, причем, несмотря на то что Моцарт имел с собой рукопись “Miserere”, составленную по памяти, вынимать ее не стал, все и так запомнилось легко.
Так гениальный юноша раскрыл секрет, свято сохранявшийся сотни лет. Больше того, Моцарт еще и исполнил произведение в точности так, как это делали многоопытные певцы знаменитой капеллы, сделав тайну звучания всеобщим достоянием.Наутро его святейшество Папа Римский уже знал, что секрет исполнения великого произведения Аллегри похищен и обнародован. В одночасье решалась судьба Моцарта. Но Папа сделал величественный жест: он захотел увидеть юное дарование. Он-то и подтвердил, что дар Моцарта — дар Божий. Остались свидетельства очевидцев, что Папа сказал юноше: за похищение тебя следовало бы отлучить от Церкви, однако способ, которым это было совершено, указывает не на дьявольскую, а на божественную природу содеянного. И Папа пожаловал Моцарту крест и грамоту на звание кавалера “Золотой шпоры”. Так Моцарт был спасен для человечества.
Но речь, собственно, о том, как это получается, что один человек не обладает вообще никаким музыкальным слухом, а другой наделен им сверх всякой меры. Почему, например, один не может запомнить лица своих соседей по подъезду, а персидский царь Кир помнил всех своих солдат не только в лицо, но и по имени, точно так же, как Александр Македонский и Цезарь?
А художники! Многие из них славились необычайной зрительной памятью. У Гонкуров в их знаменитом “Дневнике” есть запись о том, что известный французский график Поль Гаварни помнил всех людей по именам, даже если знакомился с ними случайно и год, и двадцать лет назад, Другой французский художник Гюстав Доре, едва взглянув на нравящуюся ему картину, мог воспроизвести ее по памяти, не упустив ни одной подробности.
Все дело и том, что и Гаварни, и Дорн, и Моцарт обладали не обычной, а особой, эйдетической, памятью, которой, кстати, обладает каждый из нас, да только вряд ли пользуется, что обидно.
Термин “эйдетизм” введен в науку немецким психологом Йеншем, позаимствовавшим его у Платона. Человек, обладающий эйдетической памятью, не пытается вспомнить происшедшее событие или встреченного однажды субъекта, он продолжает их ясно “видеть” на некоем мысленном экране и при необходимости “считывает” нужную информацию с образа, стоящего перед мысленным взором.
Эйдетизм — это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство детей умеют делать это. Вспоминая какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, ощущая и цвет, и даже запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не картинку или образ, а абстрактный символ в виде слова или цифры.
Также оказалось, что все дети бессознательно ассоциируют звуки человеческого голоса и тембры музыкальных инструментов с цветами и формами. И у некоторых взрослых остается эта любопытная особенность: тогда они “слышат” цвет и “видят” звуки. Запах у них “криком кричит”, а звук пронзает все их существо. Такая особенность называется синестезией. Когда же синестезия и айдетизм соединяются вместе, получается память, о которой Цезарь или Гаварни могли только мечтать! И примеры тому есть в нашей современной жизни.Однажды к известному российскому психологу Александру Лурия пришел молодой человек и попросил проверить его память. Молодого человека звали Соломон Шерешевский, он работал репортером одной из газет и отличался лишь тем, что, ничего не записывая, помнил слово в слово все свои интервью.
Лурия не испытал особого энтузиазма от этой встречи. Он знал многих людей с феноменальной памятью, но приступил к исследованию юноши. К середине этих исследований изумление психолога достигло предела — у памяти Шерешевского не было границ. Он шутя запомнил таблицу из 50 цифр, превратил все цифры в многозначное число, прочитал его слева направо и справа налево. Сотни тестов, предлагавшихся ему, не представляли для него никакой сложности.
Лурия отправил Шерешевского в Институт неврологии. И тут выяснились необычные детали дара молодого репортера. Он прослушал звуки различной частоты и рассказал о своих ощущениях. Один тон вызвал у него образ молнии, от другого — словно игла вонзилась в спину. Следующий он ассоциировал с кисло-сладким вкусом во рту, а еще один тон напомнил серебристый след от самолета.
Гласные буквы были для него различными фигурами, цифры раскрашивались в различные цвета. Все имело свою форму, свое звучание, свой цвет и вкус и благодаря этому впечатывалось в его память с удесятеренной силой.
“Вы не забудете, как пройти в институт?” — спросил у него Лурия, на минуту забыв, с кем имеет дело. “Что вы! Как забыть, например, этот забор — он такой соленый на вкус и такой шершавый. И у него такой визжащий звук…”
Эйдетизм — это еще один пример неисчерпаемости человеческих возможностей, которыми нас одарила природа и которые, как думают некоторые ученые, дремлют в нас, чтобы проявиться в экстремальной ситуации. И такое бывает. Но главное — знать, что каждый из нас потенциально обладает и сверхсинестезией, и сверхпамятью, и пользоваться ими мы должны в своей обычной, повседневной жизни.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями