Магия черная и белая, высшая и низшая, церемониальная, бытовая, религиозная, народная, магия растений и красок, запахов и чисел, слов и секса… Всю историю человечества магия развивалась рука об руку с религией и наукой. Они объединялись и враждовали, вновь примирялись и опять объявляли друг другу беспощадную войну…
Большое влияние на формирование европейской системы колдовства и представлений о нем оказали греко-римская и иудейская культуры. Ксенократ (ученик Платона) разделил иррациональный мир на две части: богов и демонов, наделив последних отрицательными чертами. В итоге выяснилось, что общение колдунов с демонами — это общение с силами тьмы, супостатами человечества. Иудейская культура дала имя Князю Тьмы — Сатана. Образ Сатаны (или дьявола) создавался в течение долгого времени.В конце концов каждый получил свое: Всевышний — свет, Властитель Зла — царство Тьмы.
Новая концепция устройства мира сильно изменила судьбу магии и отношение к ней церкви, властей и простых смертных. Духи (кроме ангелов и т.п.) стали врагами Господа, а люди, прибегавшие к их помощи, слугами Сатаны. Христианство сыграло решающую роль в судьбе магии. Медленно и спокойно оно завоевывало Европу. Рим принял христианство через четыре столетия после Рождества Христова, Англия — к VII веку, Германия — к IX, Скандинавия — к XII. Прежние верования безжалостно уничтожались, однако полная победа оказалась иллюзорной, старое прорастало вновь. Гоблины, эльфы, русалки, тролли, гномы опять заняли свои места, превратившись теперь в нечистую силу, слуг дьявола.
Христианство, пришедшее на Русь во времена Ольги и Владимира, прижилось не сразу и не везде. Вражда новой религии и язычества привела к образованию двух партий. Христиане укрепились в мысли, что язычество ложно и язычники поклоняются духу злобы. Со своей стороны опальные язычники всячески стремились навредить христианам. Именно поэтому в наших легендах язычники признаются за служителей злого духа. Жрецов на Руси называли волхвами, а само идолопоклонничество — волхвованием. Однако справедливо будет заметить, что и после Владимира еще были тайные капища, где совершались языческие обряды, причем в них принимали участие не только язычники, но и не подавившие в себе прежних убеждений некоторые христиане. Волхвы прикладывали максимум усилий для того, чтобы вернуть сомневающихся в лоно прежних верований.
Христианская вера, проповедуя кротость, смирение, любовь к ближнему, не удовлетворяла новообращенных христиан, ибо ей в противовес выступало умение волхвов превращать людей в животных, лечить болезни, предсказывать будущее, снимать и насылать порчу и так далее. Стали появляться люди, которые исследовали науку волхвов. В конце XIII века существовало уже много книг о чародействе на разных языках. Книги назывались “черными”, а того, кто ими пользовался и изучал магию, звали чернокнижниками. Страсть к чтению таких книг развилась настолько, что сделалась любимым занятием пап Сильвестра II, Льва III и Гонория III. В XV столетии чародейство достигло пика своей славы. Даже прелаты не могли не читать этих книг. Ключевую роль в “черных” книгах играл эпизод договора с дьяволом. Каждый колдун давал обязательство делать зло всем людям, получая взамен все земные блага. Договор писался на коже удавленника собственной кровью. Кроме того, дьявол должен наложить на тело человека свою печать.
Про колдунов по сей день ходят тысячи легенд. В Европе колдуны делились на благодетельных и злых. Они имели свои замки, экипажи, которые запрягались драконами, змеями, голубями, лебедями. На Руси классификация колдунов была несколько иной. Чародеи подразделялись на случайных колдунов, колдунов поневоле, колдунов по убеждению и злоумышленных колдунов. В народе чародея изобличали по внешности. Считалось, что колдун имеет мутный взгляд, свинцово-серое лицо, сросшиеся насупленные брови, злую улыбку, небрежную прическу, морщинистый лоб, сутуловатость, неторопливую походку, задумчивость, хриплый голос, любит ворчать и всегда любит выпить. Особое место в преданиях уделялось необычной смерти колдунов. Колдуны не бессмертны, и, когда к одру чародея приходит дама с косой в руке, ему становится страшно за себя. Его душа требует примирения со всеми, однако суеверный ужас отгоняет от колдуна всех людей. Полагали, что даже земля не принимает колдуна. Но, если он ежегодно говел, принимал святые дары, его можно было похоронить по-христиански. Чтобы колдун лежал в земле спокойно и не тревожил живых, между лопаток ему вонзали кол.
Таким образом, мания колдовства на Западе достигла своего апогея к XV столетию. Религиозная философия создала благодатную почву для фанатичных охотников за ведьмами. Впрочем, кроме видимого стремления уничтожить в народе охоту к чернокнижию святыми отцами двигало желание приобретать имущество, оставшееся после казненных. На костре погибли Ангерран Мариньи (министр Филиппа Красивого), Орлеанская дева (Жанна д’Арк), Жиль де Лаваль (маршал Франции).
Никто так жестоко не нападал на еретиков, как папа Иннокентий VIII, который издал буллу (специальный указ) против волшебства. После этого указа служители веры до того усердно работали, что приводили на аутодафе толпы колдунов. Деятельность папы распространилась на Францию, Германию и Швейцарию. В 1515 году в одной Женеве были казнены до 500 человек, уличенных в чародействе. В Вюрцбурге с 1627 по 1629 год в 29 приемов было казнено 157 человек, в их числе были дети от 7 до 12 лет, 14 кафедральных викариев, старики и старухи от 70 до 108 лет, два знатных молодых человека, сенатор Штольценберг, Эмма Го- бель — первая красавица Вюрцбурга — и 20 девушек, из которых две слепые и четыре глухонемые. Горы следственных дел, костры, пытки подарила истории инквизиция.
Россия также заплатила тяжелую дань суеверию. Высшие представители духовенства употребляли все средства, чтобы уничтожить веру в колдунов, ведьм, волхвование. “Домострой” и другие документы и хроники строго воспрещали всякое сношение с волхвами. Дела о волшебстве на Руси находились в ведении духовной власти. И чародеев, так же как и в Европе, сжигали. Но уже с начала XVII века виновных в ворожбе и чародействе ссылали в монастырь на покаяние или в ссылку. При Михаиле Федоровиче в Псков отправили грамоту с запрещением покупать у литовцев хмель, так как стало известно о ведьме, наговаривающей на хмель с целью навести на Русь мор. В 1635 году был суд над Антонидой Чашниковой, одной из придворных дам, которая случайно выронила из кармана корень неизвестного растения. После пыток ее сослали в Казань. Спустя три года по этой же причине выслали некую Марью Сновидову.
Самым громким делом было, пожалуй, обвинение в чародействе знаменитого русского боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Недруги показали, что, запершись с доктором Стефаном в палате, они читали “черную” книгу и к ним явились нечистые духи. По доносу Матвеева сослали в заточение с отнятием всех имений и боярского сана. Нужно также заметить, что в воинском уставе 1716 года сказано, что если кто из воинов будет чернокнижником, заговорщиком ружей, то наказывать его шомполами и заключением в железо или сожжением.
О шабашах ведьм иностранные и русские писатели говорят почти одинаково, будь то празднование на Лысой горе близ Киева или на вершине горы Блокула в Швеции. Перед шабашем ведьмы натирались составом из аконита, белладонны, белены, черемицы и дурмана и верхом на помеле или ухвате отправлялись на место встречи. Там они поклонялись черному козлу и предавались чревоугодию, пьянству и самому изощренному сексу. Шабаши происходили каждую ночь, но главный приходился в ночь на Иванов день: приносили в жертву дьяволу новорожденных младенцев, черных кошек и черных козлов.
Нынче магия снова ворвалась в нашу жизнь, хотя многое в ней сильно изменилось. Например, экстрасенсорные способности человека совершенно утратили колдовской ореол и перешли в ранг явлений, которые признала наука. Магия растений превратилась в народную (нетрадиционную) медицину, телепатия, ясновидение, психокинез, левитация были беззастенчиво отобраны у слуг Сатаны и объяснены с помощью новомодных теорий: дескать, никакого иного мира, кроме видимого нами, не существует, а есть не познанные еще тайны природы…
Понравилась статья ? Поделись с друзьями