В Датском фольклоре есть такое поверье: если утром в лесу виден круг примятой травы, значит, ночью здесь танцевали эльфы. У этих кругов есть красивое название-эльфопляс. По воззрениям датского народа, эльфопляс дано видеть не каждому, а лишь тем кто родился в воскресенье. Таких людей эльфы наделяют способностью к ясновидению.
Эльфы — добрые духи, созданные фантазией германских народов. Живут они в лесах, горах, реках и болотах. У них есть свой король — Оберон. О нем идет речь в балладе Жуковского «Лесной царь”, которая является переводом одноименной баллады Гете. Только у немецкого поэта фигурирует другое имя — Элькениг.
Даниил Андреев в своей книге “Роза мира” причисляет этих маленьких человечков к существам “просветленной материи»: «Немецкие сказки об эльфах — совсем не сказки: слой обитания добродушных, очаровательных маленьких существ, похожих на эльфов, действительно есть. Можно так и назвать его — Страна Эльфов”.
По “Розе мира” — это особый духовный мир существ, благоприятных для человека. Эльфов можно отнести к сущностям тонкого мира — царства высших сил гармонии и справедливости. Итак, эльфы — это добрые маленькие человечки с большой головой, невероятно длинными руками и коротенькими ножками. Они настолько малы, что голова лишь слегка виднеется над травой. Так рисует эльфов воображение северных германцев. В чем-то они сродни гномам, которые могут обитать так же, как и некоторые виды эльфов, под землей и в горах — в местах, богатых полезными ископаемыми. Горные эльфы, равно как и гномы, — большие мастера по части обработки металлов.
Вообще народная фантазия щедро наделяет эльфов различными талантами. Датчане верят в нокке — водяных эльфов, которые прекрасно играют на музыкальных инструментах. Они охотно обучают своему искусству человека, но надо пообещать, что нокке воскреснут вместе с людьми в день всеобщего воскресения. Еще одна обязанность этих существ — следить за порядком в любовных делах, строго наказывать изменников и изменниц.
Вот что рассказывает о нокке одна старинная датская легенда. На берегу реки резвились двое ребятишек. Вдруг из воды появился эльф и стал играть на золотой арфе. “Добрый нокке, зачем ты усердствуешь, ты все равно не воскреснешь!» — воскликнули дети. Нокке, услышав эти обидные слова, горько заплакал. Вернувшись домой, ребятишки все рассказали своему отцу, священнику. Тот строго-настрого велел им утешить эльфа и пообещать ему спасение. Нокке услышал радостную весть, схватил свой чудесный инструмент и играл на нем до глубокой ночи.
В немецком фольклоре эти очаровательные, ловкие, проворные человечки умеют исполнять какую- нибудь особенную мелодию обязательно на диковинном инструменте. Чарующей музыкой эльфянки заманивают заблудившихся путников. Чтобы не впасть в соблазн, мужчины должны бежать от призрака со всех ног: встреча с очаровательной женщиной-видением небезопасна для человека, так как эльфянки открывают рот и дуют: если дуновение дойдет до мужчины, он упадет замертво.
Дамы эльфов, искушающие род человеческий, не несут благо в отличие от добрых лесных человечков. Хотя феерические женщины отличаются изысканной красотой, воздушностью, изяществом и легкостью, это всего лишь иллюзия; под покровом темноты они прекрасны, но при свете дня красота неизвестно куда девается — на месте глаз зияют ужасные черные впадины, щеки превращаются в обтянутые кожей кости, вместо волос во все стороны торчит пакля. Интересно, что эльфийская женщина представляет собой переднюю часть женского тела. Это как бы рассеченный надвое человек, однако сохранившаяся половина ослепительно прекрасна. Вероятно, в этих героинях народного эпоса преломляется идея обмана чувств. Эльфы, равно как нимфы и феи, — это грезы, мираж; это нечто преходящее, мимолетное, чему имя — фантазия, феерия.
В некоторых литературных источниках эльфы сближаются с типом нашего домового. Датский писатель XVII века Торфеус пишет, что эти существа могут жить в хижинах, домах, замках и дворцах, Они едят и спят, как люди. Среди них есть богачи и бедняки. Датский писатель ссылается на существование многочисленных сказаний о сожительстве эльфов с людьми. Словом, эти забавные человечки имеют много общего с нами.
Тот, кому доведется хоть раз увидеть их, должен стать счастливым. Такое поверье существует в Северной Ирландии. Особенно повезет свидетелю весеннего хоровода, который эльфы водят в небе.
Немецкие легенды рассказывают, что, когда солнце щедро обогревает землю своим теплом, эти загадочные существа даруют людям цветы, плоды и ягоды, зерно, которое затем перемалывают в муку, а из нее, в свою очередь, пекут разные вкусные сладости-сдобные булочки, печенье, пряники. Они благоволят к человеку, облегчая его жизнь и суля всяческую помощь.
Вера в очаровательных эльфов и эльфянок может показаться современному человеку наивной. Однако именно эти прекрасные сказки облегчали повседневный земледельческий труд и делали жизнь северных народов более поэтичной и интересной.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями