История сохранила описания кровавых и пугающих современного человека своей бессмысленностью жертвоприношений. Пожалуй, не найдется ни одного древнего народа, который бы не практиковал принесение людей в жертву богам. В былые времена подобная практика была распространена повсеместно! Историки склонны видеть в ритуале человеческих жертвоприношений доказательство дикости нравов. Но так ли это? Попробуем разобраться…
Во многих древних культурах, прежде чем отправить душу в иной мир, жертву подвергали весьма изощренным ритуальным пыткам. Жители Новой Гвинеи, будучи каннибалами, предпочитали лакомиться воинами, которых они захватили во время войны. Воинов опаивали специальными травами, которые притупляют боль и замедляют обменные процессы в организме. После этого пленников подвешивали на дерево и хранили там наподобие живых консервов, по мере необходимости отрезая от их тела кусок за куском. Вся эта жуткая трапеза представлялась как дело, угодное богам.
В средневековой Европе было принято хорошенько выпотрошить еретика, прежде чем отправить его на костер. В огне душа еретика должна была окончательно очиститься от скверны. Можно, конечно, заподозрить древние народы в тотальном садизме. Это первое, что приходит на ум, когда читаешь об этих зверствах. Однако организация и проведение подобных ритуалов не лишены определенной логики.
Древние свято верили, что, отходя в мир иной своею смертью или прощаясь с жизнью на жертвенном алтаре, человек не умирает насовсем. Он лишь переселяется в иной мир, с тем чтобы затем вновь родиться в новом качестве. Особое значение придавалось тому, с какой мыслью человек расстается с жизнью. От этого зависит его следующее рождение. Считалось, что если человек добровольно или по принуждению жрецов стал жертвой, то божество “отблагодарит” его — он снова родится в том же роду или племени.
Душа, в муках покинувшая бренное тело, в него же и вернется, ибо о нем — об этом теле — были ее последние мысли перед смертью. Ритуал имел и большой социальный смысл. Человеческая жертва творилась ради дальнейшего процветания народа и происходила обычно при большом скоплении людей, которые возносили мольбы к божеству о дальнейшем благополучии рода. Эти сильные коллективные мысли и эмоции как бы “прикипали” к душе жертвы и вынуждали ее желать того же, что и окружающие. Таким обра-
зом, душа воспринимала коллективное посмертное внушение “нужных” народу мыслей.
Обряд инициации подростков у разных народов представляет собой не что иное, как имитацию обряда человеческого жертвоприношения. Подростков насильно уводят из селений в глухие места, где они должны пройти обряд мнимого ритуального убийства. Во время этого ритуала юноши и девушки изо всех сил изображают мертвых, что бы с ними ни случилось. Они должны лежать на земле, не двигаясь, со скрещенными на груди руками. При этом им приходится терпеть боль и страдать. В это время на тела неофитов наносятся насечки и надрезы, которые имитируют расчленение тела на куски. Их поят специальным напитком, и они впадают в летаргический сон. Их душа попадает на тот свет.
Мифологема утверждает, что в этот момент их проглатывает Змей-радуга Унгуд или какое-нибудь другое божественное существо, но тут же выплевывает обратно. После пробуждения новообращенные ничего не помнят и с удивлением разглядывают на своем теле многочисленные порезы и другие увечья, тайный знак в виде татуировки — явные свидетельства того, что они были на том свете, но вернулись оттуда невредимыми (если не считать мелкого ущерба, нанесенного им инициаторами). Обращенным сообщается, что, несмотря на то что их тело было расчленено на куски, они таинственным образом соединились, однако недостаточно хорошо срослись. Поэтому им надо заново учиться ходить, говорить, разучивать и петь гимны, восхваляющие богов, и т. д. Всему этому и своим новым обязанностям инициируемым предстоит обучиться, дабы стать полноправными членами сообщества. Отныне у них появляется цель в жизни — приложить все свои силы и умения, чтобы стать достойными высокой миссии, возложенной на них божествами и людьми, и со временем заменить своих отцов и матерей на их поприще.
Таким образом, второе рождение, состоявшееся после ритуала мнимой смерти, вводит в общество подростков и дает им равные со взрослыми права. Более того, инициаторы поощряют их к дерзновенным и смелым действиям и начинаниям, которые позволят представителям нового поколения стать со временем главной общественной силой. При этом роль представителей старшего поколения в социуме постепенно умаляется.
Любопытно, что в современном мире неким подобием обряда инициации являются такие институты, как школа, армия и т. д. Однако собывенно обряд посвящения с обязательным элементом мнимой смерти, рассечения тела на куски и чудесным возрождением оказался во многом утраченным. Но, лишний раз доказывая, что все новое — это хорошо забытое старое, молодежь сегодня повально увлеклась тату, пирсингом, боди-артом и так далее. Все это встречается в традиционных посвятительных обрядах. Например, модное на Западе движение модификаторов ставит перед своими адептами задачу по радикальному изменению своего тела. Но все изменения сводятся, как правило, к неумеренному пирсингу: “прокалыванию всего, что торчит», и вставлению в проколы колец и сережек. Весьма популярна среди модификаторов “резьба по телу» — скарификация: нанесение порезов в виде разнообразных знаков, которые затем с помощью искусства специалистов-скарификаторов трансформируются в ритуальные рубцы. Аналогичная практика встречается до сих пор у многих африканских племен, когда на туловище и лицо посвящаемых наносятся острым камешком специальные порезы. Эти порезы впоследствии являются визитной карточкой человека. Они позволяют отличить представителя одного племени от другого.
Однако наиболее одиозные “модификаторы” решаются модифицировать свое тело более радикальным способом: они подобно жителям Юго- Восточной Азии подпиливают свои зубы, чтобы сделать их острыми, разрезают язык, что позволяет сворачивать его в трубочку. Вероятно, они делают это, чтобы показывать язык и зубы представителям старшего поколе ния. Правда, сами неоиницииру- емые считают, что сделали это для того, чтобы походить на хищную ящерицу. Некоторые прокалывают и растягивают мочки своих ушей до невообразимых размеров, так что те свисают до плеч, как на древних буддистских скульптурах. Другие имплантируют себе под кожу головы металлические шарики, и у них на лбу появляется некое подобие ро- жек. Вероятно, это делается для того, чтобы бодать рожками своих “предков”. Есть среди модификаторов такие, которые идут еще дальше. Они не только наносят рубцы и делают проколы в половых органах, но и готовы на самом деле себя их лишить. Раньше принудительной кастрации подвергали юношей, не прошедших инициацию, теперь похоже на то, что это стало делом добровольным: хочешь иметь половые органы — имей, не хочешь — отрежь. Некоторым мешают их пальцы. Они отрезают себе одну или несколько фаланг пальцев на руках и ногах, как это было принято у некоторых африканских народов во время проведения ритуала инициации. Отдельные модификаторы отрубают кисть руки.
Даже невооруженным глазом видно, что все эти новомодные “увлечения” позаимствованы из обряда инициации. Инновации, по сути, являются возвратом к старой системе посвящения во взрослую жизнь. Восприняв внешнюю обрядовую форму, молодежь, видимо, неосознанно надеется воспринять новую социальную роль, осуществив прорыв к управлению социумом. Однако, похоже, в современном мире, сколько бы молодежь ни занималась добровольным членовредительством, она вряд ли сможет получить бразды правления обществом и государством. Это произойдет не раньше, чем старшее поколение, крепко держащее власть, бизнес и идеологию в своих руках, не отойдет в мир иной. Но молодые люди не могут столь долго ждать, они чувствуют, что уже вполне созрели для взрослой жизни, но при этом ощущают дефицит экономической и политической свободы, кроме того, скованы моралью старшего поколения. В таких условиях они решились на радикальный шаг — принесли свои тела в жертву, надеясь на благосклонность высших сил. Но, вероятно, молодежь уже вполне созрела и для того, чтобы загнать стариков на верхушку дерева и трясти его (так происходила смена поколений у некоторых африканских племен). Если немощный старик сваливался с дерева, его съедали…
Понравилась статья ? Поделись с друзьями