История жизни ван Гельмонта полностью окутана тайной, записи о крещении, найденные в одной из церквей Брюсселя,говорят, что он родился 12 января 1580 года. Мать Гельмонта Мария де Стассерт принадлежала к богатой, очень известной и уважаемой в стране семье. Отец умер, когда Яну Баптисту был год.
С раннего возраста Гельмонт, ни в чем не испытавал недостатка. Юный ван Гельмонт имел возможность заниматься чем нравиться, был способным развлекаться, путешествовать по свету или же попросту окунуться в безделие, Однако какая-то неизвестная сила, которой он не способен был противостоять, манила его к науке. Только он никак не мог осознать, чем непосредственно должен обучаться. Сперва Гельмонт исследовал древние языки и философию, далее географию, юриспруденцию, астрономию, логику, алгебру и геометрию. Все один за другим. Все давалось ему легко. Но он все время оставался чем-то вечно недовольным. Он что-то выискивал, однако не знал что. Тогда он обратился к медицине. В 1594 г. в Католическом институте Лувена ему присвоили звание магистра. Он категорически отказался её получить, объявив, что чрезвычайно мало понимает в излечении заболеваний, для того чтобы считать себя врачом. Он хорошо представлял сомнительность постулатов тогдашней медицины. Не мог невозмутимо смотреть, как слабительное прописывают пациентам, мучающимся с инфекционным заболеванием.
Впоследствии в иезуитской школе Гельмонт вновь начал заниматься философией. И вновь познал разочарование. В иезуитский орден он не вступил, а двинулся путешествовать по Европе, для того чтобы выяснить, как врачуют в Италии, Франции, Англии, Швейцарии. Но и там Гельмонт не нашел чего-то существенно нового. В случае если учение не давала удовлетворения, абсолютно естественно было попробовать отыскать ответы в собственные вопросы в магии. Гельмонт на примерах людей, каковых он собственнолично знал, стремился узнать, соответствуют ли гороскопы их жизненным маршрутам.
Гельмонт направился к ряду астрологов, назначив значительную премию тому, кто сумеет обосновать собственное искусство ориентироваться в человеческих судьбах. От искусных и уважаемых профессионалов Гельмонт получил только путаные и крайне далекие от реальности ответы.
Бездарность ученых и чародеев повергла Гельмонта в уныние. Он забросил медицину. Он разочаровался в науке. Мистические учения также оказывались никчемными. Жизнь утрачивала всякий смысл. Однако однажды к нему пришло понимание. В сне он услыхал: “Ты уже немало лет никак не можешь угомониться и стремишься получить ответы на собственные вопросы. Для чего? Неужто ты считаешь, что собственно о этом тебя спросят в Страшном суде?”
Гельмонт очнулся другим человеком. Он больше не разыскивал ответы на несерьёзные вопросы, а старался ориентироваться только в тех вещах, какие предназначены для человека и приходят к нему через эксперименты либо откровения. Чрезмерное погружение в рассуждения он полагал отныне вредоносными для здоровья. Вероятно, у Гельмонта существовали собственные способы постижения правды, каковые дали возможность ему стать одним из наиболее видных докторов своего времени и первым в истории медицины взяться всерьез исследовать систему пищеварения. Его именуют “отцом биохимии”. Он 1-ый стал использовать количественные методы к решению биологических вопросов и экспериментально изучал питание растений. Его занимала проблема дурного ока, он исследовал влияние людского взгляда на животных. В 1621 г. в Париже был опубликован его труд, посвященный излечению ран магнитами. По всей вероятности, некоторые идеи с нее применил автор звериного магнетизма Франц Месмер.
Во времена, когда общепринято было врачевать травами, Гельмонт применял, и крайне благополучно, химические вещества. Это вызывало недоверия. Поговаривали, что он связан с сатаной. Возможно, данные сплетни были одной из причин, по которой он не достаточно занимался практической медициной. От платы за исцеление Гельмонт отказывался. Ему смотрелось безнравственным получать для себя выгоду с мучений людей. Известность Гельмонта распространилась по всей Европе. Абсолютно всех интересовало, чем он увлекается в собственной лаборатории. Рассказывали, что химические эксперименты и приобретение новейших фармацевтических средств не главное для него. Алхимия существеннее. Почти все надеялись, то что он уже владеет “камнем мудрости” и “эликсиром жизни”..
Баварский герцог, кельнский архиепископ, императоры Священной Римской империи Рудольф II, Маттиас и Фердинанд II приглашали к себе великого врача. ван Гельмонт неизменно отклонял все предложения. Между тем покровительство коронованных особ ему пригодилось. Французская королева Мария Медичи вмешалась, когда Гельмонта преследовала инквизиция.
Церковь, которая давно приглядывалась к деятельности Гельмонта и следила за ним, находила много еретического в его трудах и высказываниях. Его обвиняли в том, что он поддерживает лютеранство и кальвинизм. Ему припомнили отказ от должности каноника и магистерской степени (хотя впоследствии он принял докторскую).
Завистливые коллеги, которых раздражали бескорыстие, независимость и успехи Гельмонта, подливали масла в огонь. Они ставили в вину Гельмонту то, что он был последователем еретика Парацельса. Действительно, в учениях этих великих реформаторов медицины было много общего. Гельмонт, как и Парацельс, верил в оживляющий организм архей, который иначе называют “астральным бальзамом” или “небесным огнем”. Место четырех соков, о которых говорили Гиппократ и Гален, занял один, независимый от тела. Влияя на него, можно воздействовать на человеческую психику и таким образом лечить больного не только от душевного, но и от телесного недуга. На этом учении основывались впоследствии методы Месмера.
Восемь лет профессора Лувенского университета травили Гельмонта и, наконец, в 1634 году ученый был арестован. Он провел в заключении всего четыре дня. Затем его перевезли в Брюссель, где после нескольких допросов приговорили к домашнему аресту. Только в 1642 году дело против Гельмонта было окончательно прекращено, и был снят продолжавшийся 18 лет запрет на публикацию его сочинений.
Накануне своей смерти Гельмонт писал другу в Париж о своем предположении, что его жизнь продлится не более 24 часов, так как у него слишком мало осталось жизненных сил. Он умер в 6 часов вечера 30 декабря 1644 года. Через два года вдова Гельмонта получила от церковных властей официальное уведомление о его реабилитации.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями