Когда закончилась вторая мировая война. Советский Союз на правах победителя и согласно договору о репарациях получил от Италии корабль «Джулио Чезаре» (по-русски — «Юлий Цезарь») — гордость итальянского военно-морского флота. Ему дали новое имя — «Новороссийск». Он стал самым мощным линкором Черноморского флота. Однако с самого начала красавец корабль отказывался служить новым хозяевам.
Проблемы начались практически сразу, как только советская команда поднялась на палубу «итальянца». В первые же дни трое моряков заболели таинственной болезнью, очень напоминавшей чуму: на теле высыпала красная сыпь, больных мучило удушье. Врачи только руками разводили — помочь беднягам они были не в состоянии. Впрочем, загадочная болезнь прошла так же неожиданно, как и началась, и уже через несколько дней вся троица несла привычную вахту.
Этот незначительный сам по себе эпизод стал первым в цепи зловещих происшествий, которые в конце концов привели к трагической гибели судна. Цепь роковых событий начала раскручиваться с фатальной неизбежностью.
КОРАБЕЛЬНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ:
После того как советская и итальянская стороны подписали акт о передаче линкора, на нем был поднят флаг СССР. Через два года матрос, который в тот день нес вахту у флагштока, повесился в трюме корабля, не оставив ни предсмертной записки, ни письма к родным. Никто так и не смог понять, что заставило его свести счеты с жизнью. Но это было лишь начало. Смерть еще не раз вернется на корабль, сея ужас и смятение среди матросов и офицеров.
Вскоре «Новороссийск» стал флагманом советского Черноморского флота. Командование флота решило продемонстрировать мощь корабля своему извечному сопернику на Черном море — Турции. Был получен приказ провести учения вблизи города Новороссийска которому линкор был обязан своим именем.Но тут случился конфуз. Отлично подготовленную команду- матросов и офицеров. прошедших войну неожиданно сразила морская болезнь… За несколько часов до высадки десанта, словно по приказу разыгрался сильный шторм. Почти вся команда. а вместе с ними и десантники вповалку лежали на палубах. А когда пришло время высаживаться на берег это вообще мало напоминало военные учения: десантники были вялыми как сонные мухи. По пути на берег они умудрились потопить не только часть винтовок и автоматов, но и 45 мм пушку, которая наверняка до сих пор лежит на дне моря где-то под новороссийском.Возможно, из-за того, что учения прошли неудачно, или по какой-то другой причине, но в Севастополе экипаж «Новороссийска» долго не отпускали в увольнение. Закончилось это тем, что у части матросов началась клаустрофобия. Когда же наконец нескольким из них удалось ёырваться на берег, они, накурившись какого-то зелья, изнасиловали первую попавшуюся девицу и угодили под трибунал. После этого случая за матросами и офицерами «Новороссийска» закрепилась слава «самых горячих голов» на всем Черноморском флоте… Не прошло и месяца, как на корабле вновь случилось ЧП. Как-то вечером один из матросов решил проведать своих друзей в радиорубке. Внезапно сильнейший удар в спину свалил его с ног: по непонятным причинам сама собой развернулась орудийная башня. У бедняги был сломан позвоночник. До госпиталя его не довезли. Понимая, что на «Новороссийске» творится что-то неладное, командование флота попыталось хоть как-то исправить положение. Но ни замена устаревших механизмов. ни смена командира не помогли.Атмосфера на линкоре все более сгущалась, становилась более гнетущей как будто подготавливая тех кто на нем служил к еще более страшному испытанию.И новое несчастье не заставило себя ждать.
Ни стого ни с сего сорвался со стопора многотонный бронированный люк артиллерийского погреба, унеся жизнь еще одного матроса. А потом настала очередь офицеров: в своей каюте застрелился один из корабельных механиков, ходили правда слухи что его одходили стороной награды и благодарности еще со времен великой отечественной, но почему то он решил покончить с собой именно на «Новороссийске».Для всех эта смерть так и осталась загадкой. А между тем морской гигант готовился к последнему, самому страшному акту трагедии.
НОЧЬ ГНЕВА
Наступило 29 октября 1955 года. Накануне на линкоре день выдался суматошный. По кораблю бегали старшины со списками личного состава: в этот день на борт поднялись 200 новичков — вчерашних солдат, еще даже не успевших сменить форму. Линкор как будто специально ждал этого.
Ровно в 1 час 30 минут Севастопольскую бухту потряс мощный взрыв. Над носовой частью «Новороссийска» взметнулся столб темно-красного пламени.
Огонь прошил насквозь все этажи стального корабельного корпуса — два днища, три бронированные палубы, четыре кубрика с людьми — будто это была не сталь, а фанера! От взрыва погибли 175 человек: он пришелся как раз на те кубрики, где размещалось молодое пополнение. Их смерть была мгновенной.
Оставшиеся в живых метались по палубам: кто-то спасал раненых, кто-то бежал к своим постам.На месте не оказалось лишь самого старшего на корабле капитана 2-ранга Сербулова. На капитанский мостик отовсюду шли доклады о состоянии корабля, но принять их, так же как и отдать хоть какое то распоряжение было некому. Самым нелепым в трагедии «Новороссийска» было то что он стоял всего в каких-то 80 метрах от берега,и за его агонией наблюдали многие сотни моряков с других кораблей. Наконец через полчаса после взрыва поступил приказ от оперативного дежурного: отвесли линкор к берегу, посадить его на мель чтобы предотвратить опрокидывание. Но ровно через минуту командующий флотом отменил это единственно верное решение.Между тем в ту роковую ночь на борту «Новороссийска» находилось аж семь адмиралов! Такого не бывало даже в дни парадов и инспекций. Но ни один не смог организовать спасение гибнущего корабля. Кто-то в страхе за свои погоны бегал по палубам и раздавал зуботычины оставшимся в живых матросам, кто-то распекал подчиненных за нарушение формы одежды. Нелепые приказы отрывали от борьбы со стихией тех, кто еще пытался спасти тонущий линкор.
Корабль не просто убивал людей! Он как будто лишал их разума, они теряли способность логически мыслить, принимать верные решения. Целый час на корме простояла почти тысяча офицеров и матросов, построенных в шеренги, но они так и не получили приказа покинуть корабль. По-видимому, о них просто забыли, и они, как стойкие оловянные солдатики, покорно ждали своей участи. Лишь за десять минут до того, как корабль перевернулся, кто-то из адмиралов вспомнил про них и дал команду прыгать за борт.
Но было уже поздно: линкор сильно накренился на левый борт и всей своей тысячетонной массой завалился на людей, барахтавшихся в воде, давя их срывающимися с палуб механизмами и орудиями. Несколько сотен моряков, одетых в бушлаты и робы, образовали вокруг «Новороссийска» живое месиво. Те, кто не умел плавать, мертвой хваткой цеплялись за товарищей, увлекая их на дно.
А в помещениях перевернувшегося судна оставалось еще около двухсот человек. Уже при свете дня, пока линкор еще оставался на плаву, спасательная команда разрезала днище. Но из вырезанной в днище дыры с шумом стал выходить воздух, который создавал воздушную пробку и не давал кораблю окончательно уйти под воду, оставляя пленникам стальной махины хоть маленькую, но надежду на спасение. Из двухсот человек в живых остались лишь семеро… Десять невыносимо мучительных часов на глазах у всего Севастополя корабль уходил под воду.
Государственная комиссия по расследованию гибели «Новороссийска» несколько недель пыталась разобраться в причинах трагедии. Версии были самые различные: диверсия иностранных подводных лодок, управляемые торпеды, боевые пловцы, взрывчатка, заложенная итальянцами внутри корабля… В итоге все списали на старую немецкую мину — время от времени водолазы находили их в Севастопольской бухте…
Через два года линкор подняли со дна, списали на металлолом и разрезали на части.Как водится в таких случаях, корабельную сталь отправили на переплавку. А затем отправили на верьф, где закладывали новый противолодочный корабль новейшего образца «Отважный». Спустя 17 лет в 1974 года, там же в Севастополе,внезапно сработал стартовый двигатель ракетной установки.Разбушевавшийся пожар ликвидировать не удалось, пламя перекинулось на керосинохранилище. Всего за полчаса «Отважный» перевернулся и затонул вместе несколькими десятками матросов.А потом корабль подняли на поверхность и отправили на переплавку….
Понравилась статья ? Поделись с друзьями