Легких путей для внезапного обогащения люди искали с древнейших времен, но поскольку считалось что разбогатеть честно невозможно наши предки задавались вопросом где искать клады? И некоторые, таки находили.
В русском земледельческом календаре существовали определенные дни, когда святые покровительствовали кладоискателям. Один из таких дней приходился на Симона Зилота (23 мая). Много существует преданий о кладах, которые открываются с помощью апостола, но самыми распространенными являются рассказы о несметных сокровищах Стеньки Разина, и говорят о них разное: кто — что в Волге утопли, кто — что в земле зарыт.
В прошлом веке в селах Алатырского уезда бытовало предание о кладе знаменитого атамана, которое и было записано неизвестным собирателем фольклора.
«Когда шел Стенька Разин на Промзино Городище, то зарыл в окрестностях две бочки серебра. Конечно, зарыл он их неспроста, и теперь часто видят при вечере, как эти бочки выходят из подземелья и катаются, погромыхивая цепями и серебряными деньгами.
Но достать их мудрено.Один мужичок узнал, что они лежат в горе, отыскал место, дождался полночи и стал копать землю и разворачивать каменья, дошел он уже до плиты, закрывавшей заветные бочки, да как-то взглянул на противоположную сторону горы и видит он: идет на него войско, так стройно, ружья все направлены прямо на него.
Он бросил все и бежал домой без оглядки; на другой день мужичок пошел на гору, но не нашел ни скребка, ни лопаты. Если бы он не струсил, то, без сомнения. клад достался бы ему.
Клад мог открываться и уходить в землю, показываться в разных обличиях и даже спорить и разговаривать с кладоискателем. Как видите, не так уж просто было добыть его, не всякому клад давался, но почти во всех преданиях повторяется мотив трусости: человек пугался происков нечистой силы, охранявший клад, и оставлял его, а если бы не побоялся, “беспременно клад бы его был».
Вот что рассказывают старики про клад, давшийся смелому человеку:
«Раз тоже кладь положили. Сделали маленький ящичек и где-то под матку в доме затолкнули… Вот теперь эта старуха умерла, сын вырос, женился…
И как уедет сын, молодуха остается, спит спокойно — вдруг орет кто-то:
Отойди — упаду! Отойди — упаду!
Она спичку чиркнула, подошла — весится гробик. Когда муж приехал, она рассказала:
Вот так и так, третью уж ночь гроб выпадает.
Страшно им стало, перекочевали в другую избу. Тут соседи собрались, с ружьями ночи караулили, но ничего не вышло. Как-то осенью зашел к ним мужчина:
Пустите переночевать — весь перемок.
Они говорят:
Вон иди, у нас изба на острове, там и ночуешь. А у нас тут ребятишек полно. Там ложись на печку.
Он на печку лег. Вот подошла полночь. Кто-то и заревел:
Отойди — упаду!
А он не сробел, да и говорит:
-Падай!
Вот вдруг опять взревел «отойди упаду»!
Он говорит
-Падай!
Ну, упало — это гробик. Он до утра дождался. Посмотрел: ага, самородки золота! Он это золото забрал, гробик с двумя-тремя самородками принес хозяину.
Вот какая чуда-то была. Это была кладь положена на вас, а вы боялись. Вот — получи. Если желаешь — меня уважь, а не желаешь — я и так уйду.
Ну, он ему еще одну самородочку дал. Этот поблагодарил и ушел. Полный карман самородков унес. Вот такая кладь была».
Однако, чтобы добыть клад, одной храбрости мало, нужно быть человеком честным, а когда приступаешь к делу, нельзя курить и сквернословить. Не выносит черт табачок, а что касается честности кладоискателя и запрета на неприличное словцо, это, на первый взгляд, странное противоречие бесовской природе кладов объясняется неписаными нравственными законами, неотделимыми от жизни простого народа.
Представление о кладах в народном сознании прочно связано с чертом и всякой нечистью. Не мог крестьянин-труженик поверить, что неслыханное и неожиданное богатство добывалось честным путем. А если не бесовское, то разбойничье происхождение у клада. Вспомните предания о сокровищах Стеньки Разина: в фольклоре он и герой как защитник слабых и угнетенных, и разбойник, не единожды кровь проливший и разбой творивший. Народ, обладающий особой чистотой нравственного чувства, восхищается удалью и храбростью молодецкою, но тут же осуждает жестокость и насилие, противные природе человеческой.
Так и кладоискатель, как бы ни был он безупречен в нравственном отношении, польстившись на легкие деньги, уже вступает в сговор с чертом, а с «господином в сером», как известно, шутки плохи.
Разгул нечисти, охраняющей клады, приходится в ночь на Ивана Купалу (7 июля). Иванов день один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников у славян. А предания о кладах повсеместно связывались с цветком папоротника, который цветет раз в году в полночь 7 июля, и цветение это, продолжающееся всего несколько мгновений, позволяет увидеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.
«По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства».
Это чудесное предание воплотилось в поэтических образах повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». Герой Гоголя повторяет судьбу всех, неправедным путем достигших богатства: «Вся хата полна дыма, и посредине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался еще пар. Кинулись к мешкам: одни битые черепки лежали вместо червонцев». Вот и подумайте, прежде чем отправиться на поиски клада. А если вам кажется, что такой способ обогащения слишком архаичен и все клады ушли глубоко под землю, то вы сильно заблуждаетесь.
Один из моих знакомых, Юра Бородин, прошлым летом участвовал в археологической экспедиции. Седые степные курганы и безмолвные каменные бабы стали свидетелями таинственных событий, которые я и записала со слов Юры.
«Мы жили в небольшом пала-точном городке. Единственным строением был сарай, сколоченный на скорую руку, в нем готовили пищу и запирали на ночь продукты. С этого сарая все и началось. Я дежурил на кухне. После ужина мы с товарищем убрали посуду, заперли сарай и пошли спать. Уже среди ночи я проснулся, как от толчка: забыл закрыть газовый баллон! Моментально встал, оделся и выскочил из палатки. От нее до сарая — рукой подать, пройдешь два метра, там начинаются кусты, они сразу поворачивают и упираются в дверь. Я бы и с закрытыми глазами до нее дошел. А ночь такая — хоть глаз выколи, на небе ни звездочки. Чувствую, что прошел уже метров десять, а кустов все нет. Наконец — вот они. Только где же поворот? Тут еще эта темнотища. В общем, не знаю почему, но страх меня взял такой, что я побежал. Бегу, бегу, а кусты — все прямо, и никакого поворота. Я остановился и уже решил возвращаться в палатку, как вдруг вижу: идет женщина огромного роста, метра два с половиной, если не больше, одета в русский сарафан и кокошник, в руках держит что-то непонятное. Я так и обомлел, все тело как свинцом налилось, не могу ни с места сдвинуться, ни рукой пошевелить. А она уже почти рядом, сейчас поравняется со мной, я же стою, как к земле прикован. Тут она мимо прошла да так близко: воздух заколебался от движения. Как только перестал видеть ее, сразу немного полегче стало, тяжесть прошла, я руку поднял и чисто машинально перекрестился. Страх куда-то пропал; обернулся в ту сторону, куда женщина ушла, — никого нет, огляделся — стою около сарая; достал ключ — мы его на притолоку клали — замок отпер, смотрю — все в порядке; и откуда я взял, что забыл газ перекрыть, не знаю. Вернулся в палатку, когда уже светать стало.
На другой день рассказал ребятам, что со мной приключилось. Они не очень-то мне и поверили, а Сергей Анатольевич, руководитель нашей группы, сказал, что эта женщина клад показывает, если бы я не перекрестился, а взял ее за руку, она бы мне клад открыла. Дома я тоже рассказал о загадочном событии. Каково же было мое удивление, когда бабушка поведала мне историю почти такую же, как моя. В молодости она жила в деревне. Бабушка была еще не замужем и бегала к деду на свидания тайком от родителей. Как-то вечером пробирается она огородами, чтобы сельчане не видели, вдруг навстречу ей идет незнакомая женщина в русском сарафане; бабушка испугалась, что ее заметят, и — в кусты, благо, рядом оказались, а женщина подошла к тому месту, где она спряталась, и остановилась.
Тут только бабушка разглядела, что роста она была необычайного: больше двух метров. Перепугалась не на шутку, ну и, понятно, первым делом перекрестилась. Koгда крест-то сотворила женщина и пропала. Больше бабушка с этой «таинственной незнакомкой» не встречалась. Oна думает, что в нашем роду дар такой есть клады открывать. Два раза клад нам руки давался, да взять мы его не сумели. Ну, что может быть, кому-то еще из нашей семьи повезет…».
Вот и вся история. Будет у не продолжение или нет, зависит от того, насколько удачливы окажется следующий «кладоискатель» из рода Бородиных; А Юру встретила недавно. Первый вопрос: не показывалась ли «открывательница кладов»? Он смеется: извините, не встречались. Сейчас Юра студент медицинской академии, учится в поте лица. На клады пляшущие корчаги и заколдованные места надейся, да сам не плошай. Таков его девиз. Еще меньше Юра надеется на «Поле чудес» и другие необременительно-оздоровительные игры, поэтому и разбогатеть легким способом не мечтает. «Легкие деньги — это всегда «бешеные деньги», они до добра не доведут», считает Юра. Наверное, oн прав.
Разве не были мы с вам свидетелями необычайны метаморфоз: сегодня — вилла на побережье и кругленький счет банке, а завтра только кучка пепла да битые черепки! Стоит ли завидовать такому «райскому наслаждению»? Впрочем, каждый выбирает свой путь сам. Так что дерзайте, ищите клады на огромном поле чудес нашей страны. Может быть, на этом заколдованном месте вам повезет по-крупному.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями