Знаменитый греческий врач, “отец медицины” Гипократ не только занимался проблемой дурного глаза, но и придавал большое значение другому странному явлению: сглазу самого себя. “Часто душа влияет на чужое тело также, как и на свое собственное, как, например, при воздействии дурным глазом”, — писал знаменитый философ и врач Авиценна (980-1037) в книге “О природе”.
Христианские писатели IV-V веков — Иоанн Златоуст, блаженный Августин, Тертуллиан видели причины дурного глаза в том, что душа портится от ненависти, зависти, ревности или тщеславия. Крупнейший европейский философ и богослов Фома Аквинский был убежден, что взгляд склонных к злу людей, особенно женщин, ядовит и несет порчу.
В Средние века считалось, что глазят в основном ведьмы, вступающие в союз с дьяволом. Для того чтобы противостоять злу, надо искоренять ведьм. Это представление сменилось на новое — не все люди, способные причинять зло своим взглядом, совершают это намеренно: из зависти, ревности, мести или добиваясь какой-либо цели. Некоторые не ведают, что творят, и порой сами не догадываются, какой страшной силой наделены. Никто не застрахован от того, что в какой-то момент он узнает, что против своей воли приносит несчастье оказавшимся рядом людям.
Несмотря на все усилия, человечеству до сих пор так и не удалось выявить особенности людей, способных глазить, зато можно с уверенностью сказать, какая категория людей подвергается сглазу в первую очередь. Сглаз вовсе не непредсказуемое бедствие, а общественное явление с закономерностями, которые можно изучать.
Действие универсального механизма, регулирующего общественную жизнь, можно проследить на примере политиков, предпринимателей, актеров, писателей, художников, музыкантов. Они у всех на виду и больше всего на свете заботятся о том, чтобы привлекать к себе внимание. Их судьбы весьма поучительны.
Шелли утонул в 29 лет. Байрон умер от лихорадки в 36. Тулуз-Лот- рек скончался в 36. Ван Гог — в 37. Винченцо Беллини умер в 34 года. Жорж Бизе — в 36. Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин, Мандельштам, Цветаева — как много поэтов в России не дожили до 50 лет! А Грибоедова на 35-м году жизни убили иранские фанатики, Д. Веневитинов утонул в 22 года, В. Гаршин покончил с собой в 33. Вспомните об убитых политических деятелях от А. Линкольна до Д. Кеннеди. Посмотрите, сколько спилось популярных актеров, сколько стали наркоманами. Трудно отрицать, что несчастья в первую очередь выпадают тем, к кому общество проявляет повышенное внимание, о ком пишут в газетах и говорят вечером в домашнем кругу. Неужели это случайно?
Гибель выдающихся людей легко объяснить действием дурного глаза. Жена Врубеля известная певица Н.И. Забела-Врубель писала Н. А. Римскому-Корсакову: “Я теперь уже не называю состояние Мих. Ал. болезнью, потому что доктора болезни не нашли, а должны же они что-нибудь понимать; в древности, вероятно, его бы назвали испорченным…»
Среди множества направленных на кумира публики взглядов злобных и завистливых всегда достаточно для того, чтобы отравить его существование. Однако для современного образованного человека дурной глаз — нелепое суеверие, которое отвергается с такой же категоричностью, с какой некогда верили в него Гиппократ и Авиценна.
Конечно, можно вспомнить о том, что знаменитый виолончелист Пабло Касальс прожил 97 лет и около 75 концертировал, что балерина Матильда Кшесинская прожила почти 99 лет, а архитектор Иван Жолтовский умер в 92 года. Можно назвать имена писателей, промышленников, дипломатов, умерших в преклонном возрасте в своей постели после долгой и благополучной жизни. А что сказать о Марлен Дитрих с ее бесчисленными поклонниками? У нее было множество завистников и недоброжелателей, а она прожила 91 год. Марлен Дитрих курила сигарету за сигаретой, но вряд ли кто станет серьезно утверждать, что пример таких, как она, долгожительниц опровергает представления медиков о вреде и опасности курения. Бывает, оказывается, и такое: некоторым людям не страшны ни курение, ни дурной глаз.
Представим себе, что дурной глаз существует. Школьникам сначала объясняют: квадратный корень из -1 безусловно не существует, а потом говорят, что, несмотря на это, очень удобно назвать его мнимым числом и вести себя так, будто он существует. Основанная на понятии мнимых чисел теория функций комплексного переменного — один из важнейших разделов математики. Для его практических приложений не имеет ни малейшего значения, существует ли на самом деле квадратный корень из -1.
Пусть никакого сглаза в природе не существует. Это не исключает того, что понятие дурной глаз может быть использовано в изучении общественных явлений так, как используется в математике понятие мнимых чисел, которых нет заведомо. Итак, предположим, что дурной глаз все-таки существует и является составляющей частью хитроумного механизма, действия которого мы пока просто не понимаем.
Ясно, что для каждого отдельного человека дурной глаз — бедствие. Он вызывает болезни, неудачи, страдания. А для общества в целом? Может ли он быть ему хоть в чем-то полезен? На первый взгляд ответ на этот вопрос ясен.Если предположить, что знаменитые писатели, композиторы, художники, ученые, политики гибли или сходили с ума в результате сглаза, надо признать, что дурной глаз — величайшее бедствие для человечества.
Но посмотрим на проблему с другой стороны. Если произойдет чудо и удастся очистить землю от обладателей дурного глаза, станет ли от этого жизнь на земле хоть ненамного лучше? Вряд ли. Напротив, бояться надо того, как бы хуже не стало. И вот почему. Нет на свете человека, который не искал бы надежной защиты от внешнего мира, не старался бы от него отгородиться и в то же время не боялся бы одиночества и того, что его жизнь и все, что он делает, никому не нужны. Эти чувства несовместимы, они тянут в разные стороны, но они не сменяют друг друга, а действуют одновременно, вступая друг с другом в непримиримое противоречие, порой загоняя человека в безвыходное положение.
Когда удовлетворяется одно, другое неожиданно усиливается и приносит нестерпимые муки. В результате многие люди совершают то, что психологи называют “немотивированными поступками”. Некоторые не выдерживают: спиваются или становятся наркоманами, превращаются в душевнобольных, но чаще всего все заканчивается хандрой, попыткой спастись в какой-либо лихорадочной деятельности, например общественной или политической.
С этими двумя стремлениями человек рождается, живет и умирает, но они приносят ему не только мучения. Без их постоянной борьбы, внезапных и резких обострений жизнь потеряла бы свою прелесть, была бы унылой и невыносимо скучной. Они побуждают что-то любить, а что-то ненавидеть, одного добиваться, другого избегать. Они помогают формированию разнообразных вкусов, склонностей, пристрастий. Кому-то необходимо пиво, кому-то кофе со сливками — о вкусах, конечно, спорить не стоит, но нелишне задать себе вопрос: откуда они? Сколько людей гибнут, потому что упорно отстаивают свои убеждения! Можно было бы подумать, что именно убеждения (разумеется, наряду с деньгами) создают и сплачивают политические партии и союзы, террористические группировки, общественные организации. Не стоит, однако, преувеличивать. Есть обстоятельства, которые сближают и разделяют людей значительно сильнее, чем убеждения и деньги. Еще раньше стремления к объединению появляется сознательное или бессознательное желание отделения. Для членов закрытого аристократического клуба ощущение недоступности их положения может быть важнее удовольствия, которое они получают от общения друг с другом.
Что же, объединяя и разделяя людей, создает сложную структуру общества? Деньги, идеи, воспитание, генетическая предрасположенность? Почему объединения людей редко бывают долговечными и обычно почти сразу после их возникновения проявляются противоречия между их членами? Очевидно, существуют центробежные силы более мощные, чем убеждения, воспитание, деньги.
Для того чтобы выжить, общество вынуждено защищаться. Для этого ему необходим соответствующий механизм. Всякий, кто до бивается влияния на окружающих, обрекает себя на повышенный риск заболеть, попасть под машину или навлечь на себя какую-либо иную беду. Неудивительно, что некоторые знаменитые личности панически боялись сглаза. Цари, тираны, президенты, революционеры, религиозные лидеры во все времена гибли вне зависимости от того, старались ли они облегчить жизнь своих сограждан или делали ее невыносимо тяжелой. Они оказывались в центре пристального внимания миллионов людей. Это важнее того, что именно они проповедовали.
Дурной глаз регулирует все стороны общественной жизни. Можно было бы подумать, что такое регулирование основано на случайности. Разорилась одна фирма, но с тем же успехом могла потерпеть крах другая. Разбился самолет, на борту которого находился известный музыкант, — так ведь в нем мог оказаться любой из партнеров или соперников артиста. Кажется, что у дурного глаза нет определенной цели и он не повинуется никакому закону. Это не так. Не только случай решает, кому выпадет следующий несчастливый жребий. Понимать это очень важно, а еще важнее ‘знать, что именно следует предпринять для того, чтобы предотвратить беду. Многие виды человеческой деятельности требуют привлечения к себе внимания. Как же при этом свести до минимума риск порчи?
Общий закон таков: тот, кто выставляет себя для всеобщего обозрения и обсуждения, должен следить, чтобы его деятельность представляла для публики больший интерес, чем его личная жизнь. Авторы коммерческих произведений реже становятся жертвами сглаза, чем писатели или художники, которых принято называть “серьезными” и которые претендуют на более глубокое проникновение в их творения и внимательное отношение к их особам. Любителей детективного жанра приключения героев книги обычно занимают значительно больше, чем подробности частной жизни ее создателя.
А вот с актерами ситуация совершенно иная. Не пьесы и не фильмы, в которых они играют, но они сами, как правило, находятся в центре внимания публики. Очень часто актеры дорого платят за искусство привлекать внимание, которым они так неосторожно пользуются. Люди обычно осмотрительны, когда надо впустить в квартиру чужого человека. Они используют дверные глазки, ставят надежные замки и металлические двери, но забывают об элементарной предусмотрительности, когда отправляются к знахарю, гадалке или астрологу. Между тем здесь они подвергаются большому риску потерять свое здоровье и имущество. Ведь они сами просят чужого человека, чтобы он как можно пристальнее вгляделся в их жизнь. Никто не в силах гарантировать, что в этом случае не произойдет сглаза. Однако мы, кажется, увлеклись. Времена Парацельса давно прошли. Современные образованные люди в сглаз не верят. Но может быть, в обществе существует другая мощная центробежная сила, не имеющая ничего общего ни с генетикой, ни с воспитанием? И не имеет никакого значения, будем ли мы называть ее сглазом или как-нибудь иначе.
Понравилась статья ? Поделись с друзьями